Найти тему

Отмена Windows. Это невозможно. Это коллапс образования.

Читала здесь, на Дзене, о якобы готовящейся отмене зарубежных операционных систем в образовательных организациях. Расскажу с точки зрения учителя, почему в ближайшем будущем этого не получится.

Фото с ресурса Pixabay. Автор - josechubass
Фото с ресурса Pixabay. Автор - josechubass

Скорее всего, это фейк. Однако история учит нас, что даже самые невероятные события случаются. Например, сейчас школа учится без звонков. Во время весеннего карантина завуч однажды позвонила мне и сказала: «Не надо ходить на работу. Пожалуйста, не надо». Я-то, грешным делом, хотела полить цветы и покормить рыбок. Могли мы такое представить пару лет назад?

Тут, конечно, бабушка надвое сказала. Заменят - не заменят. Работая в школе, я уже трижды сталкивалась с неприятностями, связанными с программным обеспечением.

Случай 1. Как нас озадачили Макинтошем

На заре этого века, году так в 2003, собирались обеспечить начальные классы московских школ макбуками. Между прочим, в нашу школу таки поставили около 40 штук. Они хранились в больших металлических ящиках на колесах, где и заряжались.

Проблемы возникли сразу.

Во-первых, ящики планировались как «переходящее красное знамя», то есть учителя должны были катить их в свои классы их по очереди. Но никто не захотел брать на себя ответственность за технику, которой, кроме тебя, пользуется еще несколько десятков человек (детей).

Во-вторых, трехдневные курсы показали, что только двое из учителей начальной школы стали виртуозами ай-ос. Были и такие, которые выдержали всего один день и отчислились. Напоминаю: на дворе шел 2003, и даже персоналки дома были далеко не у всех.

В-третьих, если у кого дома что и было, то, конечно, Виндовс. Но забрать драгоценный макбук домой нельзя. Следовательно, готовиться к уроку только в школе. А большинство предпочитает делать это дома.

В четвертых, ребенок начальной школы по санпинам может работать на ноутбуке/макбуке буквально несколько минут. Стоит ли из-за такой крохотной задачи терять человеко-часы на изучение ОС и подготовку цифрового урока?

Короче, так и стоят, бедняги устаревшие, по сей день. Даже не знаю, где.

Случай 2 . Линукс — наше все.

Несколько лет назад захожу к учителю информатики, а она чуть не плачет. Оказывается, пришло письмо с требованием немедленно поставить на одну из машин Линукс и отчитаться позавчера. А у нее всего-то 6 компьютеров. И если один будет занят Линуксом, то на чем дети учиться будут?

Это случилось аккурат после того, как директора одной региональной школы строго наказали в связи с использованием пиратского софта. Ну, думаем, дело серьезное. Предложила я коллеге поставить Линукс на компьютер в моем кабинете. Попробовать. Все равно в связи с вирусами на нем нужно было переустанавливать операционку.

Сказано — сделано. Попутно выяснили, что у Линукса миллион дистрибутивов. У нас был, кажется, Минт. Попробовали работать — жесть. Это сейчас Линукс вполне рабочий, а тогда у нас ничего не вышло. Подключить сканер, принтер — нет. Установить какую-то программу, необходимую в учебном процессе — нет. В школе же все изначально под Виндовс заточено. А теперь ничего не сочеталось и не открывалось.

Мы так поняли, что у чиновников тоже перестали подключаться принтеры и прочее. А системных администраторов в образовании тогда еще не было.

Короче, разрешили нам работать на винде и дальше.

Случай 3. Объясни на пальцах то, что еще вчера объяснял с помощью видеоряда.

Я, конечно, была в курсе того, что адоб флеш плеер больше не обновляется. Но не обращала на это внимания, поскольку все ролики, на нем сделанные, до сих пор открываются на любом компьютере.

Но только не на интерактивной панели, кои установлены в каждом втором классе московских школ. Эти панели живут своей жизнью, обновляются впереди планеты всей и, конечно, сами забили на этот плеер.

Так вот, выходят дети с дистанта. Я радостно включаю панель, чтобы обсудить с учениками тему раздражимости животных. Запускаю анимационный ролик и… вижу значок флэш на белом поле.

Все, кина не будет. А у меня этих роликов подобрано штук триста на все случаи жизни. Потому что это лучший способ объяснить, например, процесс синтеза белка. А теперь все пропало, шеф, все пропало...

Так, говорю, дети, здесь была амеба, рядом с которой насыпали щепоточку соли. Подумайте, какой она была изначально и какой стала после эксперимента.

А деление амебы объясняю теперь на пальцах. Буквально.

А теперь о насущном.

Вот этот последний случай реально напрягает. Потому что если на доске можно отключить одну программу, можно ведь отключить и все. И с чем мы останемся? Ради этих досок поснимали экраны и проекторы, даже меловые доски. А учитывая беготню по кабинетам, носить какую-то наглядность с собой (какую?) весьма затруднительно. Работать будет буквально не на чем.

И вот в таких условиях мы слышим страшилки о переходе на некую принципиально новую операционную систему.

Школа уже увязла в цифровизации по самую шею. Мы стали заложниками компьютеров. Зум, Тимс, электронный журнал, Офис — без всего этого уже невозможно работать. И все это без конца меняется. Почти каждый год либо выходит новая версия электронного журнала, либо кардинально меняется старая. Приходится на лету осваивать. А на это тратится слишком много времени.

Нам говорят: ну как же, вы же учителя, должны сами уметь учиться.

Да умеем мы. Времени только нет. Компьютерная программа — это всего лишь инструмент. Он должен быть удобным и интуитивно понятным. А я вот не понимаю, чем в журнале отличается «календарно-тематическое планирование» от «развернутого календарно-тематического планирования». Таблицы те же, но только с одной из них можно перейти куда-то дальше.

Поймите, что задача учителя — учить, вести уроки, общаться с детьми, а не изучать новые программы в режиме нон-стоп. Учитель занят уроками, тетрадями, работой с отстающими, с классом, с документами. На освоение операционной системы у него есть минут пять в неделю.

А, нет, еще ночи, выходные и отпуск.

Учителя в возрасте уйдут, как только увидят эту новую операционку и курсы в стопицот часов на ее освоение в вечернее время.

Учителя, разработавшие миллион презентаций, анимаций и прочей наглядности, психанут, если поймут, что теперь это ничего не открывается и не работает. И тоже уйдут.

Молодые учителя, которым нечего терять, останутся работать. Еще и нас научат. Если придут. Но где они? А-у!

И это я еще молчу про бухгалтерию, которая, конечно, не будет посещать курсы по ночам. Эти люди себя уважают. А теперь представьте себе бухгалтера, который сидит перед компом и любуется на значок «Не работает».

И последний штрих. Для тех, кто сейчас назвал меня паникером, старой клюшкой и человеком, боящимся нового.

Есть у нас в школе сотрудник. Студент-заочник. Должность его называется «системный администратор». Он должен помогать нам справляться с трудностями, возникающими при эксплуатации компьютерного оборудования.

Знаете, что он отвечает почти на каждый вопрос, выходящий за рамки «как сделать абзац в ворде»? Он отвечает: «Не знаю».

Да, если кому-то не нравится написание «виндовс», то объясню сразу. У меня линукс, на нем языковая раскладка сочетанием клавиш не переключается. Только мышью в трее. А мне лень)

А вы готовы переходить на новую операционную систему?

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.