Сегодня речь пойдет об очень значимом хозяйстве. Само по себе оно не большое, расположено по соседству с самыми премиальными винными проектами, но пока не попадало в мои отдельные обзоры.
Но сначала про вино. Вино, скажем прямо, не совсем свежайшее. Где-то пару лет оно находилось. Тем интереснее, ведь российские вина часто обвиняют в излишне короткой жизни:
Цвет: Соломенно-лимонный, чистый.
Аромат: Цветочная пыльца, медовые ноты, нарциссы, цветки акации.
Базовый вкус (от 0 до 3): Сухость 1/ Сладость 0.5/ Горечь 0.
Вкусовые оттенки: Белые абрикосы, нуга, мед.
Характер: Характер мягкий, ощущается маслянисто, округло. Вино плотное, структурное, но без свежести. Ощутим алкоголь.
Виноград: Шардоне.
Оценка (1-5): 3.6. 86/100.
Стоимость ~900-1100 рублей.
Этикетка и контрэтикетка
Всего 3100 бутылок. Выпущено под лицензией КФХ, разлито же на Геленджикском заводе (интересно, сейчас он жив вообще?). Но обо всем этом речь пойдет ниже.
Место Усадьбы Маркотх
Обрывистые слоны Геленджика можно отнести к самым дорогим участкам виноделия в России. Узкая полоса земель, сложенных поверх выходов известняка, идет узкой полосой вдоль побережья. Проекты в этом районе единичные, и практически каждый их них становился, либо потенциально мог бы быть темой расследования ФБК.
Однако с усадьбой Маркотх все обстоит довольно просто. Нам придется немного разделить местность и людей в истории, поскольку они развивались независимо.
Эти земли к северу от Геленджика используются для виноделия более 100 лет. В второй половине 19-го века семья Фирсовых приобретает земли в этом районе. Экскурсоводы рассказывают романтичную историю про вдову генерала-ветерана Кавказский войн, но исторического подтверждения она не получила (расследование жизни Любови Фирсовой). Тем не менее винодельческое хозяйство в Геленджике было с конца 19-го века, а отдельные проекты начались и того раньше - примерно с 1840 года, хотя, судя по планам (что по ссылке выше), сейчас бывшие виноградники, в основном, под взлётно-посадочной полосой аэродрома.
Солнцедар - вот название для этой местности (а также поселка, существовавшего здесь), впоследствии перенесенное на миллионы бутылок, расходившихся по стране.
Так называлось и предприятие, правда недолго (примерно с 20 по 30-й год), потом оно было переименовано в Геленджик, а к современным реалиям стало ЗАО АПК Геленджик. В период полного расцвета предприятие оперировало до 1300 га под виноградниками (отсюда). Но случился распад СССР, после которого собственность компании была паями распределена между акционерами. Акционеров было много, какие-то паи составляли по 1.87 га.
По всей видимости, совладелец проекта либо выкупил довольно крупный пай под винодельню, либо договорился в несколькими владельцами. Надо отметить, что если посмотреть на кадастровую карту, до сих пор видны нарезанные "паи" (ссылка на карту росреестра).
Кто выступил организатором винодельни в этом месте и почему?
Алексей Толстой
Усадьба Маркотх - личный проект винодела, входящего в пантеон самых ярких авторов Кубани. Некоторые журналисты даже пишут, что после его ухода из проекта Усадьбы Дивноморской последняя остановилась в развитии. Возможно и так.
Процесс становления винодела можно проследить. Дело в том, что несколько лет назад он дал исчерпывающее интервью Артуру Саркисяну (ссылка на интервью), откуда родом, где учился, а затем последовательно перечислил все проекты, в которых принимал участие:
- Аврора до ШЛГВ (2000-2002),
- ЮВК (2002-2005),
- Союз-Вино (2005-2008),
- Русская Лоза (2008-2009),
- Усадьба Дивноморское (2009-2015), дальше мне не сложно самому продолжить,
- Усадьба Маркотх (собственный проект с 2012 года),
- Галицкий и Галицкий с 2015 года.
Даты я поставил примерно, но думаю, они соответствуют реальным периодам. Естественно, как список, это никому не интересно, поэтому отобразим локальную трудовую миграцию Алексея Толстого на схеме:
Окончив в 2000 году Кубанский технологический университет, винодел уже более 20 лет, без перерывов, занят профессиональной деятельностью, успев вырасти до одного из самых значимых винных авторов в России.
Как самостоятельный винодел Алексей работает с 2009 года, когда впервые приобрел виноград под Анапой, купил основное необходимое оборудование, сделал первые образцы вина в собственной доме.
На данный момент, у него выстроена винодельня под Геленджиком, кроме того он трудится виноделом в проекте Галицкий и Галицкий, о котором я также писал недавно (ссылка на пост).
Чуть упомянем про винзавод в станице Варениковской, где, как я понял из интервью, трудились родители винодела. Действительно еще до эпохи Союз-Вино (гигант, известный рынку прежде всего Lavetti в всякий ипостасях, построенный в 2003 году) в Варениковской был цех совхоза Аврора. Сейчас он, похоже, заброшен, но продается по весьма рыночной цене - объявление о продаже.
К сожалению, фото здания самой винодельни усадьбы Маркотх, мне не удалось найти. Есть только фото с дрона, где запечатлены лозы хозяйства (нижний правый край снимка):
Что за странное слово Маркотх? Это топоним - прямо рядом с виноградниками тянется одноименный хребет, начинаясь от Новороссийска и протягиваясь 90 км на юго-восток, вливаясь в отроги Большого Кавказа (на фото выше - слева).
Терруар проекта
По сути, Усадьба Маркотх и их соседи из Шато де Талю единственные проекты, кто начал работу в данном обособленном терруаре. В отличие от Усадьбы Дивноморской, чьи виноградники выходят прямо на обрывы Черного моря, посадки данного хозяйства лежат в естественной долине с бортами высотой 300-400 метров (ссылка на карту).
Такая схема очень влияет на климатическую составляющую, поскольку огромное количество осадков выпадает на склонах, а в самой долине их не так много, со слов винодела ~400 мм в год, что даже можно отнести к аридным областям. Второй значимый критерий - ветер, терруар отличается хорошей продуваемостью. При этом он остается одним из самых теплых в России, где температура самого холодного месяца не опускается ниже ноля.
Почвы, скорее всего, дерново-карбонатные, с большим количеством обломочного материала, что даже видно на первом фото поста.
Прочие вина проекта
В основном известна основная линейка Усадьбы Маркотх, которая позиционируется как премиальный уровень. Она и попала в мой обзор. Обычно ее отличает довольно высокий уровень, хотя, честно говоря, когда мы пробовали весь комплекс сира, что доступно в России, именно образец от Маркотх себя не проявил - пост об этом.
Интересно другое, Усадьба Маркотх пожалуй, единственный авторский проект, который готов работать с "вторым вином".
Известная практика Европейских хозяйств, когда кроме премиум бренда развивается доступное, недорогое направление, пока не нашло отклика у наших виноделов, кроме вот этого проекта.
На данный момент дистрибьютер готов предоставлять его в ценовом диапазоне 700-900 рублей за бутылку, что, в целом, очень недорого для авторских проектов. Тем более, это купаж от именитого винодела - автора хита прошлого года Cosaque G&G.
Напомню, что вина проекта Галицкий и Галицкий редко встречаются дешевле 2000 рублей за экземпляр.
Вместо итогов
Двухлетнее шардоне, путешествовавшее пару лет где-то по складам, оказалось вполне в норме. Да, без свежести, но весьма маслянистое с ароматами меда и цветов.
Признаюсь честно, то, что Алексей делает в проекте G&G, мне субъективно нравится гораздо больше. Однако, там другой терруар, и год на год не приходится (G&G пока представили только один релиз вин). Возможно, в какой-то момент известняки к северу от Геленджика дадут более интересные образцы.
Как мне кажется, Алексей не столь медийная личность, как, например, Павел Швец и Олег Репин, работающие по ту сторону Керченского пролива, но, можно сказать, это человек-противовес звездам Крыма, как представитель винодельческой Кубани. Что он делает с вином своего края, невероятно интересно.
Сложно сказать, как дальше будет развиваться карьера Алексея, но я уверен, он останется одним из ведущих кубанских авторов, по сути уже вписав в свое имя в историю российского виноделия.
Карта Российского виноделия по ссылке.
Подписывайтесь на канал!
Цитрон Цюрупинский в телеграм.
Чрезмерное потребление чего-угодно может привести к разным последствиям, и вино – не исключение!