Выбрать интересное чтиво не такая уж и простая задача, особенно если хочется провести время с пользой, прокачав свои навыки, качества и возможности мозга. Кто-то говорит, что достаточно прочитать введение, чтобы понять наверняка, принесет ли вам что-то новое литература. Но есть и другой способ — открыть любую главу и прочитать хотя бы один абзац текста. Если зацепит, то можно уже и основательно ознакомиться с первыми страницами. Этим мы и занялись, когда решили опубликовать несколько совсем коротких отрывок книг, которые мы считаем достойными. Делимся 8 из них!
В каждом материале оставили ссылку, чтобы прочитать расширенный отрывок и определиться: ваше или все-таки нет?
Есть идея! Как развить в себе способность мыслить быстро и оригинально
Креативность — один из наиболее востребованных навыков в современном мире. И его можно развивать, уделяя этому 20–30 минут в день. Главное — делать упражнения регулярно. Ветас Разносторонний, автор книги «Есть идея! Как развить в себе способность мыслить гибко и оригинально», предложил устроить челлендж и составил много разных заданий, которые необходимо выполнять в течение 91 дня. Все они отличаются простотой, о которой мы в повседневной жизни часто даже не задумываемся. Например:
Как часто вы беспокоитесь? Давайте попробуем сегодня написать 10идейвдень о том, как справиться с беспокойством. Если у вас есть лайфхаки, запишите их; если нет, просто подумайте логически. Вообще, беспокойство — это нормально, и первое, чему надо научиться — осознавать причину беспокойства.
- Перестать смотреть ТВ, особенно новости
- Анализировать свое беспокойство с помощью фрирайтинга, писать минут 10 без остановки о своем состоянии, задавать вопросы и отвечать письменно
- При первых признаках беспокойства сменить обстановку и сделать дыхательную практику 4×4
- Позволить своему мозгу 10 минут медитации в день (просто посидеть с закрытыми глазами, ничего не делая)
- Отказаться от кофе и других «зависимостей» — сахара и соли
- Просто гулять в парке каждый день, утром или вечером
- Помириться со всеми, с кем в ссоре
- Смотреть больше комедий и стендапа
- Начать придумывать10идейвдень про спокойствие
- Полежать с котиком, пока не пройдет
Нейрофитнес. Рекомендации нейрохирурга для улучшения работы мозга
На протяжении почти всего ХХ века ученые считали, что каждое воспоминание в мозге человека хранится в виде сети связей между нейронами — но не в каком-то одном или группе, а в характере образованных нейронами взаимосвязей. По общему мнению, эту точку зрения неопровержимо доказал в знаменитой статье от 1950 года психолог Карл Лешли. В ходе сотен экспериментов на крысах он обучал их запоминать путь в лабиринте, трюк или объект. Затем Лешли выполнял хирургические разрезы в разных точках мозга, нарушая взаимосвязи между нейронами.
Но, где бы ни делались рассечения, крысы все равно помнили то, чему он их обучил, — правда, несколько хуже. Так, после двух разрезов они становились немного забывчивее; после трех забывчивость усиливалась и т. д. Лешли не выявил ни одной точки мозга, разрыв связей в которой имел бы большее значение для механизма запоминания, чем какие-либо другие. «В мозге не предусмотрено конкретных клеток для хранения определенного рода воспоминаний» , — заключил Лешли.
Управляй гормонами счастья. Как избавиться от негативных эмоций за шесть недель
Говоря: «Никогда еще жизнь не была такой ужасной», вы забываете, как все было в прошлом. Даже если вы изучили определенные исторические периоды, события, описанные в книгах, не способны активировать «гормоны стресса» так, как это делают реальные опасности. Проблемы, стоящие перед вами сегодня, всегда воспринимаются как более серьезные, даже когда вам известны исторические факты, свидетельствующие об обратном.
Многие воспринимают свое ожидание кризиса как способ «помочь». Они критикуют тех, кто не разделяет их мнение, и могут даже обвинять в нежелании «помочь» тех, кто мыслит позитивно. Это не должно вас останавливать, если вы решили развить в себе привычку мыслить позитивно. Можно наслаждаться своими достижениями, а не ожиданием кризиса.
Искусство мыслить ясно
Как бросают кости в казино? Большинство игроков швыряют кубики как можно сильнее, если нужно «выбить» большое число, и как можно слабее, когда хотят получить небольшую сумму. Что, конечно, чепуха. То же и у футбольных фанатов, которые,сидя на трибунах, двигают руками и ногами, словно это позволит им включиться в игру. В такой же иллюзии пребывают и многие люди, которые жаждут улучшить мир, посылая в окружающее пространство собственные добрые мысли (энергию, карму, порыв души).
Иллюзия контроля ( illusion of control ) — это склонность верить, будто мы способны контролировать или влиять на то, что объективно не в нашей власти. Она была впервые открыта и описана в 1965 году двумя исследователями, Гербертом Дженкинсом и Уильямом Уордом. Их эксперимент очень прост. Есть один источник света — он то включается, то выключается — и две кнопки. Дженкинс и Уорд сами устанавливали корреляцию между нажатием на кнопки и моментом, когда вспыхнет свет. Но испытуемые об этом не знали, и даже в тех случаях, когда лампа загоралась и гасла случайно, были уверены, что, нажимая на кнопки, они влияют на освещение.
Анатомия заблуждения. Большая книга по критическому мышлению
Что подразумевает человек, когда произносит какие-либо слова? Что он имеет в виду? Можно ли понять смысл предложения, если в нем есть неизвестное нам слово? Что конкретно имеет в виду человек, когда произносит, например, слово «право»? Имеет ли он в виду общепринятое широкое значение или узкое юридическое? Без понятий и определений мы не смогли бы понимать друг друга. Мы все прекрасно понимаем значение таких слов, как «окно», «компьютер», «собака», «карандаш», «стол».
Но задумайтесь, можете ли вы точно дать определения таким терминам, как «справедливость», «инфляция», «возможность», «время»? Это уже гораздо сложнее. Или даже взять элементарные и знакомые всем с детства слова «красный», «теплый», «мягкий». Как их объяснить словами, без демонстрации?
Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки
Дети с возрастом все с большей готовностью реагируют на несправедливость, т. е. когда с кем-то поступили нечестно. Но, как обычно, пока эта способность не сформируется полностью, она проявляется с различными отклонениями. Четырех–шестилетние дети, в какой бы культурной среде они ни воспитывались, дают негативную реакцию, когда нечестно поступают с ними лично. И лишь после достижения восьмилетнего возраста (некоторые подходят к этому этапу только к десяти годам) они начинают заступаться за несправедливо обиженных других. Данная стадия может вообще не наступить, и это уже зависит от культуры, в которой воспитывается ребенок. Ощущение справедливости у маленьких детей очень сильно завязано на себя.
Вскоре после того, как у детей появляется негативная реакция на несправедливое обхождение с другими, они начинают пытаться исправить этот непорядок ( «Ему вчера мало досталось, нужно дать побольше сейчас» ). Но уже в предподростковом возрасте эгалитаризм уступает место признанию неравенства, которое теперь оправдывается теми или иными качествами, усилиями или каким-то высшим благом ( «Пусть она играет чаще, чем он, потому что она вообще лучше/больше тренировалась/важнее для команды» ). Некоторые даже способны на самопожертвование во имя общего блага ( «Пусть она играет, она лучше меня» ). К подростковому возрасту мальчики принимают идею неравенства с большей готовностью, чем девочки, просто с чисто утилитарных позиций. И мальчики, и девочки допускают неравенство как социальный договор: «Так уж устроено, ничего не попишешь» .
Как научиться учиться. Навыки осознанного усвоения знаний
Огромную роль в обучении играют эмоции. Мы часто склонны считать, что учение — это нечто из области рационального мышления, процесс, требующий исключительно логики и сосредоточенности, но на самом деле наш мозг работает не так. Процесс обретения мастерства затрагивает как наше сознание, так и сферу бессознательного. Поэтому мы не можем научиться чему-то, если не верим, что способны на это. Подобно мотору, которому для нормальной работы нужен не только бензин, но и масло, нашему мозгу для функционирования на высоком уровне необходимы как разум, так и эмоции.
Чтобы стать специалистом, необходимо также уметь видеть связи, и эффективное изучение нередко сводится к распознаванию взаимосвязей в каком-то массиве знаний. Поэтому спрашивайте себя: существует ли некая аналогия, которая могла бы помочь объяснить идею? Можно ли проследить связи с другими областями и предметами знания? Если вы изучаете определенный предмет — скажем, физику черных дыр, — попробуйте отыскать концептуальное сходство с чем-то еще. Похожи ли черные дыры на водосток? На водопад? На мусорное ведро?
Тренажер памяти. Как развить память за 40 дней
Как запоминать особые даты:
[…] Предположим, что вы хотите запомнить чей-то день рождения 25 апреля. Представив эту дату в виде 25/4, вы обратите внимание, что монетка в 25 центов в США также известна как «четвертак», а четверть — это ¼. Таким образом, вы можете представить обе половинки этой даты в качестве четвертака, и, следовательно, всю дату в качестве четверти. Теперь вам остается только представить человека, чей день рождения приходится на эту дату, держащим монетку, а может, монетку с выгравированным на ней изображением этого человека, и в будущем вы без труда вспомните дату его рождения.
Когда вы запоминаете даты, да и числа в целом, в первую очередь найдите способ связать их с чем-то, что вы уже знаете. Если это не удается, попробуйте разбить их на меньшие элементы, которые так или иначе будут значимы сами по себе (или которым вы можете придумать некоторое значение). Когда вы нашли значения для всех составных элементов даты, можете соединить их при помощи визуальных связей, что позволит не только сделать их запоминающимися, но и сохранить очередность, — а затем снова свяжите получившийся результат с человеком или событием.