Есть вещи в каждой стране которые вызывают очень теплые чувства , не связанные с определенной достопримечательностью. Вызывают умиление и радость просто фактом своего существования. Вот так древние каменные фонари Японии всегда меня завораживали и привлекали.
Их можно увидеть на территории практически любого храма, в садах и у некоторых домов. Различной формы, хранящие следы времени, часто с верхушками, заросшими ярко-зеленым мхом, они стоят напоминанием о чем-то давно прошедшем.
Японские фонари (Торо) родом, как многое в Японии, из Китая. Первоначально их ставили около буддийских храмов, вдоль дорожек, для освещения. Позже они появились в других храмах и даже в частных домах.
Затем, мастера чайных церемоний стали украшать ими свои сады , то есть чисто для декоративного эффекта. Так торо стали уже не просто «лампочкой Ильича», а скульптурным украшением и символом японской культуры.
Меня они привлекают разнообразием форм и при этом какой-то чисто японской лаконичностью. Камень в сочетании с зеленью и мхами выглядит древним и основательным. Кажется, они сами хранят тайны древности.
Наверно, дорожки к буддистскому храму, окаймленные этими зажженными фонарями, в древние времена выглядели волшебно . Огонь из камня.
Не устаю удивляться способности японцев во всем видеть прекрасное .
Есть особая разновидность таких фонарей Юкими-торо – фонари для любования снегом(!) . У них плоская крыша, на которой снег лежит дольше и появляется возможность им полюбоваться. Нам-то даже фонарь для этого не нужен, 4-6 месяцев в году любуемся без всяких дополнительных ухищрений.
Сейчас фонари торо обязательный элемент японских садов , и не только в Японии. Существует большое количество их видов и форм, и правил, как их лучше размещать (какие-то в зелени деревьев, какие-то у водоемов, а какие-то на открытом месте). Получается очень гармонично.
Это неотъемлемая часть японской культуры и эта часть почему-то трогает мою душу…