«Ошибочный» перевод средств стал инструментом провокации мошенников. «Переводы по ошибке», обращения телефонных воров с требованиями вернуть деньги очень опасны и теперь являются инструментами мошенников», – предупредил потребителей финансовых услуг руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков», Лазарева Евгения.
«Обоснования ошибочности перевода в подобных схемах встречаются различные. Мошенник может сказать, что случилась какая-то путаница в платеже или, что произошло «бонусное зачисление по программе поддержки» с авторитетно звучащим названием. Мы узнали о нескольких основных схемах данного типа воровства», – рассказала она СМИ.
Одна из схем заключается в том, что мошенник переводит небольшую сумму денег на карту жертвы, номер которой он может узнать в различных базах сети DarkNet . После перевода аферист пишет жертве о том, что денежные средства были отправлены ошибочно и что он просит их вернуть, при этом, перевести деньги мошенник просит на реквизиты третьего лица, которому якобы и предназначались средства. При выполнении жертвой его просьбы произойдёт транзакция, которая будет являться закрепительным платежом для привязки банковской карты к какому-либо интернет-магазину. Когда произойдет привязка карты, мошенник сможет без смс аутентификации выполнить любую покупку из данного магазина.
Другая же схема связана с сервисами объявлений, например, такими, как Авито, либо же, Юла. Мошенники выставляют различные товары с намеренно заниженными ценами. Покупателя-жертву просят отправить предоплату за понравившейся товар, при этом, карта принадлежит не мошеннику, а ещё одной жертве. Затем аферисты, обращаясь к первой схеме, звонят этому человеку, получившему «ошибочный» перевод. Сказки, которыми убеждают, могут быть по типу того, что многодетная мать случайно отправила деньги на чужой счёт и просит получившего вернуть их, но не ей самой, а подруге, потому что её карта (карта матери), якобы сломана. После произведённой операции покупатель, не получивший свой товар, требует вернуть деньги от, естественно, того, кому он переводил денежные средства, а мошенник остаётся в стороне.
В третьей схеме мошенник подменяет номер SMS -информирования банка жертвы и отправляет ей сообщение о поступление платежа от неизвестного лица. Далее аферист звонит жертве, сообщает об «ошибочном» переводе и просит вернуть деньги на, опять же, реквизиты третьего лица.
Еще в одном сценарии мошенники просят жертву подтвердить легитимность получения «бонусной поддержки», в ином случае обещано судебное и уголовное
преследование за незаконное обогащение. Сделать это предложено с помощью перехода по указанной в сообщении ссылке. Обычно по ссылкам находятся сайты, являющиеся очень качественными подделками официальных сайтов ведомств. Затем там происходит сбор персональных данных и данных банковских карт потребителя.
«Первое и основное правило, которое следует соблюдать в таких ситуациях – не торопитесь, не делайте ничего срочно и под давлением. Можно спокойно заниматься этим несколько дней и даже месяцев. Правило второе – не снимайте и не тратьте чужие деньги. Правило третье – ничего не бойтесь, вы ничего не нарушили и проблемы не на вашей стороне. Для начала нужно проверить был ли перевод на самом деле. Сообщение – это не факт получения денег, оно может быть фальшивым. Нужно проверить баланс счета. Затем следует обратиться в свой банк с заявлением о поступлении чужих денег», – рекомендует руководитель проекта ОНФ «За права
заемщиков».
Она также уточнила, что чаще всего ни заявитель, ни банк без заявления деньги возвращать не могут, это должно происходить только через суд. До решения суда, процесс которого может занять до трёх лет, эти деньги остаются на счету потребителя и являются его собственностью. Поэтому, проверив информацию о поступлении платежа, гражданин может добровольно вернуть деньги обратно. Но обязательно тому же самому лицу, со счёта которого этот платеж пришел. Ни в коем случае нельзя отправлять денежные средства по другим реквизитам и тем более ни на какие электронные кошельки.
Текст: Давид Гребенев