Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

«Незнакомая дочь» Элены Ферранте: материнство или "пожить для себя"?

Только что закончена книга Элены Ферранте «Незнакомая дочь».

У меня был аудиовариант, поскольку очередь из электронных книг на чтение у меня и так немалая, именно в данном случае хотелось знакомство с книгой с чем-то совместить для ускорения процесса. А за бумажный вариант (АСТ; Corpus .( roman ), 2020) в 192 странички слишком дорого просят, на мой взгляд (более 450 рублей).

Кстати, аудиокнигу можно купить на "ЛитРес".

Теперь, собственно, мои мысли по поводу прочитанного.

С творчеством Ферранте я познакомилась в 2020-м, «проглотив» 4-томник «Неаполитанского квартета» с великим удовольствием. Очень и очень люблю следить за героями в течение долгих лет; идеально, если автор вообще показывает несколько поколений. В «Неаполитанском квартете» рассказывается история 60-летней дружбы Лилы и Лену́, персонажей множество, ситуаций и обстоятельств, жизненных выборов – тьма. И там же пунктиром проходит одна из важнейших для всего творчества Ферранте тем – детско-родительские и конкретно дочерне-материнские отношения.

В «Незнакомой дочери» последняя тема становится ведущей, да и вообще единственной. Никакой полифонии, всё на одной ноте. Главная героиня Леда, университетский преподаватель английской литературы из Флоренции, состоявшаяся 48-летняя женщина, всю книгу размышляет о том, что такое быть матерью или дочерью, крутя эти мысли под разными углами. К самокопанию в отпускной период её подстёгивает встреча с неаполитанской семьёй на пляже, в центре которой – молодая мать Нина и её 3-летняя дочь Элена, вечно с куклой в руках. Нина вызывает симпатию Леды, в отличие от Нининой невестки Розарии, которая находится на сносях и отличается типичной спесивой заносчивостью недалёкой провинциалки.

Вся книга так или иначе крутится вокруг темы материнства. Мы узнаём, насколько тяжело далось героине воспитание двух дочерей (ныне совершеннолетних и самостоятельных), как она разрывалась между материнством и карьерой и даже ушла от мужа на 3 года, оставив ему меленьких дочек. Мы узнаём о странных отношениях самой Леды с её матерью, которая много лет в минуты самой тяжёлой усталости от быта угрожала детям, что уйдёт навсегда и больше они её никогда не найдут, а дочь после таких заявлений впадала в полуобморочное состояние от страха потерять мать.

Такое впечатление, что героине чего-то не хватает, но чего – неясно. Но, на мой взгляд, Ферранте удалось обозначить важную проблему современного общества – вынужденность женщины разрываться между материнством и работой. Причём, как выясняется, если тянешь на себе обе сферы одновременно, ни в одной удовлетворения не получается. Поэтому внутри нарастает пустота и ощущение упущенной возможности.

Героиня Леда воплотила, не побоюсь сказать, главную тайную мечту большинства современных матерей: хоть немного отдохнуть от гнёта обязанностей, бросить детей на мужа/родню и «пожить для себя». Ведь подспудно (пока ещё открыто не осмеливаются) разные коучи и психологи мелкого пошиба как раз об этом и вещают последние 3-4 года. Хочешь – не хочешь, а количество знаний так или иначе переходит качество осмысления. Ну, в данном случае не знаний, а настойчивых повторений одних и тех же идей из каждого утюга.

Но, на мой взгляд, Ферранте убедительно показала, что такое потакание желаниям в конечном счёте ситуацию не разрешает, хотя какую-то дозу сиюминутного счастья в моменте даёт. Как сома в романе Хаксли… Стоила ли овчинка выделки?

Признаться честно, и мне порой нестерпимо хочется сбежать от маленького ребёнка в тихий уголок прежней, не обремененной обязательствами, жизни.

На этот счёт – символичная цитата из «Незнакомой дочери», ответ Леды на вопрос Нины, почему она всё-таки вернулась к дочерям, хотя и без них была 3 года счастлива:

«Я поняла, что не смогу создать ничего лучшего, чем они».

Да, наверное, так, что бы ни говорили о карьерном росте и необходимости личных достижений.

Впрочем, возможности копить личные профессиональные достижения, если они тебе нужны, стадия материнства в жизни женщины тоже не отменяет. Не стоит обеднять свою жизнь, сводя всё к воспитанию ребёнка. Впрочем, это моё личное мнение, готова обсудить альтернативные точки зрения в комментариях.

Резюмирую. Роман загадочной Элены Ферранте, чья личность до сих пор находится под покровом тайны в мире, хоть и не блещет особыми художественными достоинствами и по объёму больше похож на повесть, заставил меня тоже перекатывать в голове мысли о материнстве и дочернем долге. Думаю, это тема, которая затрагивает каждую женщину, нравится нам это или нет. Даже если Вы не мать, то чья-то дочь однозначно. Поэтому могу порекомендовать роман любителям а) женской прозы, б) современной литературы, в) тем, кому понравился «Неаполитанский квартет».

Ваша Ариаднина нить.

#ферранте элена  #незнакомая дочь #неаполитанский квартет #материнство и детство