Найти тему
Валерий Грачиков

«Сибирский Суворов», ставший генералом в 27 лет и дравшийся с большевиками до июня 1923 года

«Таланты из народа» в годы Гражданской войны, мои читатели, были не только у красных. У белых и зеленых тоже было полно харизматичных персонажей, проявивших себя как талантливые полководцы, народные вожаки и, в основном, как никудышные политики. Как генерал Анатолий Пепеляев, дравшийся с красными у черта на куличках в то время, когда все остальные уже несколько лет рассказывали «какую страну потеряли». И, в конце концов, понял, что его война стала бессмысленна, после чего сдался без боя Степану Вострецову – тоже герою той сумасшедшей войны, только с другой, победившей стороны.

Нет, Анатолий Пепеляев был родом не «от сохи». Он получил приличное образование, как и положено отпрыску дворянской семьи и генеральскому сыну. Закончил кадетский корпус, военное училище, к началу Великой войны стал поручиком. Воевал хорошо. Кстати, у молодого генерала, а Пепеляев стал генералом в 27 лет, и другие родные братья оставили свой след в истории. Аркадий Пепеляев - как хороший врач (репрессирован уже в начале Великой Отечественной войны, Виктор Пепеляев – как премьер-министр Колчака, единственный политик, не предавший адмирала и разделивший с ним судьбу на льду замерзшей реки, рядом с Иркутском.

При всем моем спорном отношении к адмиралу Колчаку и его поступкам в годы Гражданской войны, не могу не отметить, что слова Розенбаума о последнем часе его и Виктора Пепеляева в общем-то точны:

«…Позволю извинить себе убогость мыслей ваших черных,
Но не могу простить нечищеный наган,
Того, что в смертный час мой вы стоите не по форме,
Небритость ваших щек и этот жуткий перегар.
А теперь я готов, господа или как вас там…»

Впрочем, все это будет потом, в феврале 1920 года. А сначала белые в Сибири наступали. И среди них наступали отряды, которыми командовал молодой, смелый командир Анатолий Пепеляев, вскоре прозванный «Сибирским Суворовым» за свои успехи. Его Сибирская армия заняла Томск, Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск и Верхнеудинск, за что Пепеляев и получил звание генерала. В декабре 1918 года, в годовщину взятия Измаила отряды Пепеляева без боя заняли Пермь, причем в городе были взяты в плен около 20 тысяч красноармейцев, которых молодой генерал приказал распустить по домам.

-2

И тут возникает интересная вещь – все эти подвиги Пепеляев совершал, ведя свои войска под знаменем бело-зеленого цвета. Потому что воевал он на тот момент за «Автономную Сибирь», без большевиков. Не за "единую и неделимую Россию", а за Сибирь.

Вообще история Гражданской войны на Урале и в Сибири – это какая-то совершенно сумбурная каша, в которой за белых, например, воевали рабочие ижевских заводов, ходившие в бой под красными флагами. Пепеляевцы вообще дрались под бело-зеленым "сибирским" знаменем. Причем в 1919 году, наступавший на Вятку Пепеляев еще и призывал за вольную и свободную Сибирь без большевиков и Колчака… За что воевали, с кем воевали… И потом вот это все сильно смахивало на ту же самую партизанщину, которая процветала и у красных и с которой большевики боролись самыми жесткими методами и победили. А у белых своих «комиссаров в пыльных шлемах» не нашлось.

При всем уважении к военным талантам Анатолия Пепеляева и его умении вести за собой людей, а у него это получалось также хорошо, как и у народных вожаков с другой стороны, он проиграл им в двух важных вещах:

Во-первых, в кадрах, точнее в кадровом голоде. Пока в Добровольческой армии генералы командовали ротами, а капитаны и прочие поручики воевали рядовыми (это, разумеется, образное описание, недалекое от истины), у Пепеляева и вообще у Колчака командовать толком было некому. Кадровый состав был, прямо скажем, отвратный.

Во-вторых, с одной стороны фронта была идея: «Мы наш, мы новый мир построим». Другим могло нравиться или не нравиться то, что предлагали большевики. Но у них была четкая цель, к которой они шли напролом. У их противников, объединенных общим словом «белые», цели, кроме «победить большевиков» не было. Более того, среди этих «белых» в плане целей творилась полная каша и раздрай, как у того же Пепеляева с Колчаком.

Закончился весь этот раздрай бегством по Трансибу и выдачей Колчака чехами. А Пепеляев оказался в Китае, в Харбине. И в отличие от многих других, свой генеральский чин в деньги, как например, не бедствовавший атаман Семенов, конвертировать не смог. Точнее не захотел, совесть и честь не позволяла. Он работал в Харбине плотником, грузчиком, извозчиком. Его звали вернуться большевики:

– Гражданская война закончилась, поделись своим опытом, мы готовы забыть, что ты воевал против нас.

Но вместо этого, когда началось восстание против большевиков в Якутии, Пепеляев собрал отряд и отправился воевать в те места, где человеку и без войны выжить сложно до невозможности.

Картина И. Петухова. Ледовый поход. Охотско-Аянская операция 1923 года.
Картина И. Петухова. Ледовый поход. Охотско-Аянская операция 1923 года.

Этот новый поход Пепеляева, больше смахивающий на отчаянную авантюру, закончился после рейда отряда Вострецова весной 1923 года. 17 июня 1923 года на переговорах Степан Вострецов дал обещание, что всем сохранят жизнь, после чего Пепеляев сдался. Без боя. Так закончилась Гражданская война в России, в далеком Аяне, на краю света.

Дальше был суд, по которому его приговорили к расстрелу. Потом помилование от Калинина и много лет в тюрьме и лагере. Интересно, что Вострецов, захвативший Пепеляева и его отряд, бомбардировал советское руководство письмами с просьбами отпустить генерала и использовать его опыт и знания для обучения красных командиров.

Финал Гражданской войны. Вострецов в центре в буденновке, генерал Пепеляев - рядом. Фото из архива Виктора Морокова.
Финал Гражданской войны. Вострецов в центре в буденновке, генерал Пепеляев - рядом. Фото из архива Виктора Морокова.

Но Пепеляева так и не выпустили. Он отсидел свой срок, даже с лишком. Потом вышел на свободу, устроился на работу, стад жить в Воронеже. Но в 1937 году местные «товарищи» выполнили за его счет план по раскрытым контрреволюционерам. Пепеляева опять арестовали, предъявили обвинение в создании контрреволюционной организации. И так как на этот раз времена были другие, обратиться к Калинину ему не дали. Просто поставили к стенке.

В этом печальном финале есть и некоторая ирония судьбы. Потому что до того, как Вострецов поставил точку в борьбе с отрядом Пепеляева, белогвардейцы дрались в Якутии с красными под командованием латышского стрелка Яна Строда. Так вот Яна Строда расстреляли в августе 1937 года, как раз когда арестовали Пепеляева. Знаете за что? Ну, конечно, за создание контрреволюционной организации. Кстати, Строд к этому моменту уже давно не служил в армии, был советским писателем.

Точку в истории генерала Пепеляева поставили в 1989 году. Он был полностью реабилитирован. Да, можно сказать, что это было такое время, когда дела всех подряд пересматривали. Вот только вождей Белого движения в СССР обычно не реабилитировали, это уже потом и то, далеко не для всех началось. Пепеляев же получил полную реабилитацию еще при СССР. Наверное, это было правильно. Потому что надо понять, что все они, в общем-то, хотели как лучше, только не знали как.

Вот такая судьба молодого белого генерала, поставившего своей бескровной сдачей окончательную точку в Гражданской войне.

-----------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц