«Ваш ребенок – гений?» – приготовьтесь слышать такой вопрос каждый раз, когда он будет демонстрировать приседания, чтение стихов и устный счет одновременно. Ведь, если ребенок занимается в школе ментальной арифметики, результаты способны поразить любого взрослого. Будучи мамой очень живого мальчика, я решила узнать об этом методе больше. И на мои вопросы ответила директор школы ментальной арифметики SMARTUM Оксана Колос.
– Начнем с того, что ментальная арифметика – это устный счет. А сама методика обучения абсолютно не новая – основана она была 2000 лет назад в Китае, когда были изобретены счеты абакус. Суть ментальной арифметики состоит в том, что ребенок складывает, вычитает, умножает или делит числа с помощью воображаемых японских счетов абакус. Они очень похожи на привычные всем счеты, только число обозначается на них не количеством косточек, а определенным положением на спице. В работе со счетами задействованы сразу две руки, что стимулирует работу одновременно двух полушарий мозга. Первое время дети учатся работать с реальными счетами. Запомнив все обозначения чисел, они начинают представлять образ абакуса в уме и перекидывают косточки уже в своем воображении. На сегодняшний день ментальной арифметике учат детей в 52 странах мира, в том числе в Китае, Японии, США, Канаде, Великобритании и др. Филиалы нашей школы есть в 27 городах Беларуси.
Методика, представленная у нас, – это микс из пяти методик разных стран (включая японскую, индийскую, американскую и турецкую). Создатель сети центров SMARTUM Владимир Федяй, как и вы, однажды увидел ролик в интернете, в котором дети считают на большой скорости в уме, используя воображаемые счеты абакус, и настолько вдохновился, что изучил все возможные методики по ментальной арифметике, посетив несколько стран, особенно тщательно изучив японский и индийский варианты. Он рассматривал ментальную арифметику в качестве возможного бизнеса в Украине, России и Беларуси, соединил все изученные методики, взяв из них лучшее, и адаптировал их под наше постсоветское пространство.
Чтобы дети могли постоянно тренироваться дома, в нашем центре была разработана игровая онлайн-платформа для тренировок дома. В этой программе дети выполняют домашнее задание, а учителя отслеживают показатели каждого ребенка, динамику его развития. В программе видно, кто плохо усвоил заданный материал, кому нужна помощь Отображается вся статистика по посещаемости, успеваемости и прочее. Мы все время работаем над совершенствованием платформы, добавляем новые функции, возможности. Детям работать в этой программе интересно. После успешно выполненного задания ребенок может посмотреть мультфильм, поиграть в логические игры или пройти квест.
– Как обучение с помощью ментальной арифметики работает на уровне физиологии?
– Можем ли мы говорить, что этот метод дает основу будущего успешного мышления?
– Курс ментальной арифметики направлен на развитие интеллектуальных способностей, закладывается мощная основа для дальнейших успехов ребенка и развития его личности. В результате освоения программы ребенок, например, может складывать пятизначные числа за несколько секунд, но это не единственный результат. Благодаря ментальной арифметике развиваются и улучшаются:
- концентрация внимания;
- фотографическая память;
- точность и быстрота реакции;
- уверенность в себе;
- творческое мышление;
- слух и наблюдательность;
- воображение и представление;
- и, как следствие, у ребенка растет успешность в учебе.
– Расскажите, как проходят занятия в вашей школе?
– Занятия в нашей школе проводятся для детей от 4 до 16 лет. Группы делятся по возрасту на младшую (4–6 лет), среднюю (7–11 лет) и старшую (12–16 лет). В каждой группе занимаются не более 10 человек. Занятие проходит 1 раз в неделю и длится 2 урока. Но мы обращаем внимание родителей на то, что дома необходимо обязательно тренироваться по 15 минут в день, чтобы результат занятия в группе улучшался с каждым днем.
– Можно ли обучиться этому методу самостоятельно?
– В наше время благодаря интернету можно обучиться чему угодно, но возникает вопрос: насколько качественными будут эти знания?
– Вы упоминали, что вам приходится переучивать детей, которые приходят из других школ развития, где их обучали ментальной арифметике, почему?
– Некоторые детские центры ввели в последнее время в свои программы ментальную арифметику, но так как у них нет возможности контролировать выполнение домашнего задания, увеличивать скорость счета, правильно мотивировать детей, то их обучение несет скорее ознакомительный характер. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок просто научился считать на абакусе, то тогда неважно, где он это будет делать. Если же вы хотите, чтобы он с помощью счета на абакусе прокачал свой мозг, смог одновременно развивать оба полушария, стал эффективным и успешным в обучении, то тогда мы ждем вас к нам.
– Можете привести пример ребенка или нескольких, которыми вы гордитесь?
– Мы всеми своими учениками гордимся. За полтора года сеть выросла из одного центра до 300 в 11 странах. Представляете, сколько это детей? Уже через 1–2 месяца видны результаты в любой возрастной категории. Дети могут одновременно читать стихи, приседать и считать на большой скорости, а самое главное, они становятся уверенными в себе, улучшается их успеваемость в школе, причем по абсолютно разным предметам, дети просто чувствуют себя счастливыми.
– Возможно ли обучение ментальной арифметике для взрослых в ваших центрах?
– Да, конечно! Для взрослых есть свой, адаптированный вариант методики. Обучение взрослого человека длится всего 3 месяца и есть первые группы, которые начали заниматься совсем недавно.
Беседовала Евгения Краснова