Все заботливые родители мечтают о хорошей школе, в которой ребенок будет счастлив, а по ее окончании сможет добиться успехов в вузе и на работе.
Как же её найти?
На самом деле вашему ребенку будут полезны всего лишь 20–30 позиций из нескольких сотен характеристик школы. Так не тратьте его усилия и свои нервы на попытку сделать ребенка «гармонично развитым». Для точного попадания в нужную вам школу сформулируйте и зафиксируйте нужные позиции. Сравнивайте школы только по ним.
Пусть в выбранной вами школе вас ознакомят с результатами по этим направлениям. Не с деятельностью, а именно с результатами.
Для ориентира Ломоносовская школа предлагает свои критерии качественного образования, благодаря которым она более 28 лет занимает лидерскую позицию на рынке образовательных услуг.
Что нужно спросить: «Почему обучение в школе можно назвать качественным?»
Показатели качества обучения:
· Система разноуровневого обучения: каждый ребенок учится, не перенапрягаясь, но на максимально высоком для него уровне.
· Индивидуальный подход: каждый учитель учитывает индивидуальные особенности ребенка для повышения эффективности его обучения.
· Проектно-исследовательская деятельность: у детей формируются навыки правильного исследования проблемы, проектирования и развиваются познавательные функции.
· Высокие показатели независимых диагностических работ, медалистов среди всех выпускников школы, поступления выпускников в престижные вузы, а также высокие результаты сдачи ЕГЭ (нужно сравнить средние данные по школе со средними данными по городу или среди подобных школ).
· Сопровождение образовательного процесса: взаимодействие двух классных руководителей в каждом классе с психологами, логопедами и сотрудниками медицинской службы повышает эффективность преподавания и качество обучения.
· Углубленное изучение нескольких иностранных языков. Школа организовывает языковую стажировку за границей.
· Владение информационными технологиями на высоком уровне.
Что нужно спросить: «Как организован воспитательный процесс?»
Показатели качества воспитания:
· Развитие личностных качеств, которые помогут ребенку добиться успеха в жизни и реализовать себя.
· Воспитание общей культуры.
· Основные направления воспитания в школе: интерес к интеллектуальному самосовершенствованию; стремление к успешному обучению; любовь к чтению; удовольствие от интенсивной умственной работы; приверженность к ценностям семьи, уважение достижений родителей; любовь к природе, стремление к защите окружающей среды.
· Конкурсы, которые мотивируют социальную активность детей.
· Занятия на выбор в 2-3 студиях и секциях (восточные единоборства, футбол, танцы различных направлений эстрадный вокал, гитара, фортепиано, театр и другое).
· Система учебно-познавательных и развивающих экскурсий с посещением музеев, выставок, театров Москвы и Подмосковья, а также экскурсий по России, ближнему и дальнему зарубежью.
· Досуговая деятельность детей (кружки, концерты, экскурсии).
· Специально организованная воспитательная работа на тренингах с участием психологов, во время бесед с обсуждением проблем, на классных часах с конкретными программами этих часов (в том числе, и в кружках и секциях, на экскурсиях).
· Позитивный дух, витающий в школе, которым гордится большинство учеников (как минимум, большинство ребят школы могут рассказать об этом).
Что нужно спросить: «Какое развитие получают ученики в школе?»
Показатели качества развития:
· Специальное развитие интеллектуальных способностей: памяти, внимания, мышления и воображения, которые проявляются в чтении, в восприятии на слух, в письме и в устной речи.
· Взаимодействие специалистов по развитию с учителями-предметниками, психологической и медицинской службами школы, медицинской службой школы.
· Рациональное применение заданий: в нужном объеме, с нужной частотой, необходимой для эффективного развития.
· Снижение утомляемости и повышение мотивации учеников благодаря интеллектуальному развитию.
· Применение мультимедийных программ развития: компьютерные программы развития, возможность дистанционного развития.
· Возможность создания и выбора индивидуальных программ развития.
Что нужно спросить: «На каком уровне питание, забота о здоровье, безопасность?»
Показатели комфортного пребывания в школе:
Питание
· Меню соответствует требованиям Института питания Российской академии медицинских наук (ГУ НИИ питания РАМН).
· В школе работает титулованный шеф-повар с большим стажем работы.
· При необходимости (запрос родителей, показания врачей) составляется индивидуальное меню для ребенка.
· Диетсестра медицинской службы ежедневно контролирует качество питания.
· Шеф-повар обеспечивает подчинение питания трём критериям: еда полезная для здоровья, вкусная и вкусно пахнет (без усилителей запаха). Еда и подача выглядят красиво и разнообразно.
· В рационах питания соблюдаются 4 принципа питания: адекватное, рациональное, сбалансированное, щадящее.
Медицина
· Медицинская служба школы полностью укомплектована опытными кадрами врачей-педиатров, медсестер для начальной и основной школы отдельно (в идеале – и для старшей школы отдельно).
· Показателями хорошей работы медицинской службы в школе являются:
– высокий индекс здоровья учащихся. Индекс здоровья учащихся это количество детей, ни разу не болевших в течение года ОРЗ. Высоким показателем можно считать 70%. Сравните показатель индекса здоровья выбранной школы с показателями других школ.
– низкий процент пропусков уроков по болезни. Поинтересуйтесь, как организовано медицинское сопровождение в школе детей с хроническими заболеваниями и детей, приступивших к занятиям после болезни. Хорошим показателем можно считать 10% пропусков.
Безопасность
· Доступ в школу осуществляется по магнитным картам (в компьютере регистрируется время прихода и ухода). А вход в помещение школы оборудован электронными турникетами.
· Охрана ведется круглосуточно. Обеспечение безопасности осуществляется службой дежурных администраторов.
· Внешний периметр территории школы огорожен металлическим ограждением. На входе оборудованы дистанционные замки.
Чек-лист вопросов:
- Есть ли у школы лицензии, аккредитации?
- Каков уровень обучения, воспитания, развития, медицины, питания, безопасности?
- Какова материальная база школы (оборудованные классы, библиотека, спортзал, актовый зал и т.д.)?
- Сколько выпусков у школы?
- Что входит в объем оплаченных по договору услуг?
- Как школа работает с безопасностью детей в социальных сетях и интернете? Является ли школьное пространство альтернативой интернет-пространству?
- Как вы приучаете детей к интеллектуальному труду? Есть ли специальные программы?
- Насколько в школе сформирован коллектив всех сотрудников? Часто ли меняются учителя?
- В школе поддерживается комфортная или развивающая среда?