Запущенная в стране масштабная реклама по вакцинации от COVID -19 вызывает в обществе много вопросов, накал страстей нарастает. Насколько используемые методы рекламы законны? Для обсуждения этой темы Николай Николаев пригласил в новый выпуск программы «NIKOLAEV Podcast» на YouTube-канале юристома Эдуарда Кобякова, руководителя юридической компании «Кобяков Групп».
Кампания по вакцинации – реклама препарата или метода профилактики?
Эдуард Кобяков рассказывает, что в законе о рекламе есть отдельная статья требований (статья 24), посвященная рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики. Требования к каждому виду рекламы сильно разнятся. Поэтому первой задачей является точное определение вида рекламы. Но сделать это подчас довольно сложно.
Например, если посмотреть на типичный рекламный плакат с призывом к вакцинации от COVID -19, то мы не увидим на нем названия конкретной вакцины, поэтому, на первый взгляд, здесь идет речь о рекламе метода профилактики. Но в письме Минздрава России о стандартизации правил проведения вакцинации от COVID -19, изданном в 2020 году, есть многостраничная инструкция, в которой допущенной к применению указана одна вакцина, а именно: «Гам-Ковид-Вак». Письмо появилось тогда, когда альтернативной вакцины еще не было. Даже если в рекламе этот препарат не назван, но тот факт, что в России прививают только российской и единственной имеющейся на тот момент вакциной, указывает на косвенную ассоциацию с конкретным препаратом, лишая человека права выбора.
Законодательные требования к рекламе лекарственных средств довольно жесткие. В ней не должно быть обращения к несовершеннолетним. Она не должна создавать ощущения безопасности, выгоды, пользы от применения конкретного лекарства. У людей также не должно возникать ощущения «аутсайдерства», ущербности при условии, если они не воспользуются рекламируемым препаратом.
Что касается рекламы метода профилактики, то здесь несоблюдение вышеперечисленных требований уже не будет являться нарушением законодательства о рекламе.
Именно поэтому так важно юридически верно определить суть конкретной рекламы. «Это вопрос очень тонкий, но очень важный », - подчеркивает Эдуард Кобяков. Как и во всех размытых пограничных случаях необходимо экспертное исследование и заключение компетентных органов.
Хочешь быть настоящим мужчиной – съешь именно эту колбасу!
По ходу обсуждения юридической и этической неоднозначности рекламы по вакцинации, у собеседников возник вопрос о рекламе других товаров и услуг, которые часто подаются в безапелляционном стиле «Хочешь быть настоящим мужчиной – съешь такую-то колбасу!». Эдуард поясняет, что это яркий пример ненадлежащей, недостоверной рекламы, вызывающей у потенциального потребителя чувство неполноценности в случае, если он не приобретет конкретный товар или не воспользуется конкретной услугой. Подобная реклама, по сути, лишает человека выбора. В подобных видах рекламы можно столкнуться с очень размытыми и труднодоказуемыми манипуляциями. В таких случаях антимонопольная служба может провести специальную экспертизу: лингвистическую, социальную (метод социального опроса) и выдать заключение о соответствии данной рекламы законодательным нормам.
Полную версию беседы можно посмотреть на YouTube-канале Nikolaev.Podcast