22 октября 2020 г. в Польше приняли закон, фактически запретивший аборты в стране. Решение было встречено ликованием со стороны консервативных кругов, но вызвало массовые протесты польских женщин. На улицы Варшавы вышли 150 000 человек, выступающих против усиления правой религиозной политики. Эти события спровоцировали обширную дискуссию о роли государства в частной жизни человека.
Выражая свой протест, польские девушки стали надевать униформу служанок из экранизации «Рассказа служанки» – антиутопического романа Маргарет Этвуд 1985 г., который сейчас переживает вторую волну популярности благодаря одноименному сериалу, стартовавшему в 2017 г.
Этвуд написала этот роман в ответ на консервативную политику США эпохи Рейгана. Ее антиутопия демонстрирует, что, хотя нам кажется, что уже никто не ставит под сомнение женские права, консервативные идеи все еще сильны.
Давайте разберемся, в чем особенность «Рассказа служанки» и почему он говорит о современном мире лучше, чем книги Оруэлла и Хаксли.
О чем книга?
«Рассказ служанки» (1985) показывает мир недалекого будущего, в котором большинство женщин потеряли возможность иметь детей. В США власть захватили религиозные фундаменталисты правого толка. В обществе действует жесткая иерархия, где у каждого человека четко фиксированный социальный статус, который определяет всю его жизнь.
Девушки, которые сохранили возможность иметь детей, называются «служанками» и становятся фактически рабынями господствующего класса. У служанок нет никаких прав, вся их жизнь полностью регламентирована (униформа, распорядок дня) и подчинена одной цели – рождению ребенка.
Необычная антиутопия
В классических антиутопиях XX века («Мы», «О дивный новый мир», «1984») писателей больше всего интересовало общество будущего и то, по каким принципам оно будет построено. Главным героем в них неизменно был мужчина, что формировало определенный список тем, поднимаемых в этих произведениях.
В «Рассказе служанки» повествование ведется от лица Фредовой – одной из служанок, которую поселили в доме Командора (представителя правящего класса) и его жены. Это не ее настоящее имя, и оно лишь демонстрирует принадлежность служанки к определенному дому (Фред – ее хозяин).
Этвуд неслучайно называет этих женщин служанками, ведь в традиционном обществе мир женщины крутится вокруг мужчины. Представления о социальной роли женщины в консервативном обществе хорошо суммирует знаменитая формула периода кайзера Вильгельма II – «Kinder, Küche, Kirche» (нем. «дети, кухня, церковь»).
Поскольку мы видим все глазами Фредовой, это позволяет под другим углом посмотреть на ужас тоталитарных режимов, которые обычно представлены через мужской взгляд. И если Оруэлл и Хаксли делают акцент на том, как функционируют тоталитарные режимы, то Этвуд показывает, как политика проникает в личную жизнь каждого человека.
«Я стараюсь не смотреть на свое тело – не потому, что оно постыдно или нескромно, но потому, что не хочу его видеть. Не хочу смотреть на то, что так всецело меня определяет».
Несмотря на то что в тоталитарных и авторитарных государствах попираются права всех людей, на женщин ложится дополнительная нагрузка, ведь такие режимы заинтересованы в регламентации частной жизни и контроле деторождения. И поэтому, если необходимо повысить или сократить рождаемость, именно женщины попадают под удар.
Этвуд показывает, как личное в тоталитарном режиме превращается в публичное, как тело становится общественной собственностью. Семья здесь – это тюрьма для мужчины и женщины, рождение ребенка – обязанность. Что не учли основатели Галаада? Любовь, ее здесь нет. Все подчинено общественному долгу. И на самом деле правящие классы не менее несчастны, чем служанки. У них тоже нет выбора – участвовать в унизительных ритуалах или нет.
Слишком актуальный мир
Новый закон об абортах в Польше стал тревожным звоночком для всей Европы. Политика начинает вторгаться в личное пространство и решать вопрос о материнстве за саму женщину.
Через флэшбеки Фредовой Этвуд демонстрирует, как происходит постепенный переход от демократического свободного государства к консервативно-религиозному.
Мир, описанный Этвуд, американская пресса даже называет «документальным» – так близок он к реалиям современного американского общества. И запрет абортов в Польше доказывает его актуальность и для стран Европы.
Этвуд в своих интервью рассказывает, что она не придумала ничего нового. Ее роман – это мрачная концентрация того, что происходило и до сих происходит с женщинами во всем мире. Поэтому необходимо понимать, что любое общее благо не должно требовать жертв от конкретной части общества: такое происходит лишь тогда, когда государство пытается решить свои проблемы за счет граждан. И это главный урок, который мы должны вынести из «Рассказа служанки».
А какие чувства «Рассказ служанки» вызывает у вас? Какой аспект этой антиутопии шокирует вас больше всего?
Антиутопия – жанр, который сейчас популярен как никогда. В этих произведениях авторы рассуждают о том, куда нас могут привести те тенденции, которые мы наблюдает в современном мире.
О главных антиутопиях мы рассказываем на курсе: «Утопии и антиутопии: главные авторы и произведения». Узнайте, каким авторы прошлого видели наше время и почему оно такое мрачное!
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!