Найти тему
Дестрой

Успели посетить незадолго до начала сноса Хабаровский авторемонтный завод №2. Он был одним из старейших в городе

Сегодня мы расскажем про один из самых старых авторемонтных заводов г. хабаровск, который смог дожить до наших дней и который в настоящее время начали сносить. Мы же успели его пофотографировать незадолго до начала этих событий.

Недавно в СМИ появилась информация о том, что в центре Хабаровска продали под застройку комплекс построек авторемонтного завода № 2.

Интересность этого производственного объекта состояла в том, что его основной блок цехов неоднократно перестраивался, надстраивался и реконструировался, в результате чего к нашему времени представлял собой необычную, но вполне органично смотревшуюся солянку из архитектурных стилей от дореволюционных времён и вплоть до перестройки.

-2

Не так давно с территории завода съехали последние арендаторы и компания-застройщик принялась за снос старых цехов и скоро от завода ничего не останется. А может и уже не осталось.

Мы же посетили его за год до известий о сносе и не только запечатлели цеха предприятия, но и пересняли из альбома фотохроники исторические фотографии завода в годы расцвета.

-3

Со слов известного Хабаровского краеведа А. М. Жукова, изначально на территории Хабаровского авторемонтного завода № 2 размещался казарменный комплекс 2-й сотни Уссурийского казачьего дивизиона.

Первые постройки были возведены в 1907 г. в стиле кирпичного узорочья из красного кирпича, а к 1913 г. на территории стояли две каменные казармы, флигель, деревянные конюшни и склады.

В первые годы Гражданской войны казармы заняли казаки атамана Калмыкова. А в 1920 г. деревянные постройки завода были сожжены в ходе обстрела японскими интервентами.

-4

В 1927 г. территорию отдали под нужды Дальневосточного Окружного Управления Местного Транспорта. Эту дату начала производственной деятельности по праву можно считать рождением самого завода.

Одна из казарм была снесена ещё при реконструкции завода в советское время, а другая вошла в состав объединённого блока цехов и до недавнего времени её фасад был виден каждому прохожему, правда изнутри уже ничего не напоминало о былом.

-5

При Сталине в цехах-казармах ремонтировали так называемые "чёрные воронки", а с 1946 г. здесь базировались авторемонтные мастерские военного ведомства, переехавшие затем в район Красной речки, после чего завод перешёл на ремонт гражданских автомобилей.

-6

Основным направлением деятельности стал капитальный ремонт автомобилей ГАЗ М-21 "Волга" и ГАЗ М-20 "Победа".

-7

В 1948 г. была построена проходная, пожарная будка с водоёмом, котельная и вспомогательный корпус № 2.

В 1949 г. появилось здание заводоуправления, являющееся единственным зданием из всех бывших построек завода которое не станут сносить. Теперь там располагается кафе.

-8

В 1959-1960 гг. на территории появился ряд складов различного назначения.

-9

Между 1963 и 1967 гг. дореволюционная казарма, объединённая с другими одноэтажными постройками в п-образный корпус, была капитально реконструирована и главный производственный комплекс обрёл вид настоящего заводского цеха.

-10

В 1965 г. был возведён ещё один крупный склад. В 1970-х гг. новое заводоуправление и очередная пристройка к главному производственному корпусу вместе с убежищем ГО, которое мы покажем чуть позже в отдельной статье.

В общем, с каждым годом завод рос и развивался, несмотря на ограниченное пространство.

-11

В 1993 г. завод был акционирован, а дальше всё шло так, как и у большинства предприятий подобного рода. Началось сокращение объёмов производства, смена собственников, финансовые проблемы и как следствие, вывод из эксплуатации многого невостребованного оборудования, его распил на металл, а также сдача в аренду большей части площадей предприятия. Да и отечественные автомобили постепенно стали редкостью, под капитальный ремонт которых было заточено основное производство.

-12

Тем не менее предприятие сумело выжить в современных реалиях, а его цеха стали универсальной и востребованной базой по техническому обслуживанию автомобилей благодаря разместившимся в них автосервисах.

-13

Получается, что завод никогда не менял своего главного профиля и не останавливался до последнего.

-14
-15
-16

До последнего в цехах ещё встречались кое-какие станки из советского прошлого. Например, вот этот токарно-винторезный станок 1к62 1968 г.

-17

И вот такой крупный плоскошлифовальный станок 3Б722 1970 г.

-18
-19
-20
-21
-22

Вентиляционная система и кран-балки также были ещё из советского прошлого.

-23
-24

Почтенного возраста электрощитовая.

-25
-26

На стене встретилась и старая металлическая табличка с памяткой токарю.

-27

Внутри цеха были поделены стеклоблоками на различные отделения.

-28
-29

Спуск в убежище, о котором мы отдельно расскажем чуть позже.

-30

Интересно, что наклонный вход в него разместили внутри цеха.

-31
-32

Бывшее здание нового заводоуправления.

-33
-34

Здесь на момент съёмки уже вовсю снимали рекламные баннеры.

-35

За ним был пристроен ещё один более поздний цех.

-36

Он не представлял особого исторического интереса и использовался как гараж.

-37

Поэтому мы ограничились лишь одной фотографией изнутри.

-38

Последний директор завода Ткачёв Демьян Петрович поделился с нами снимками и альбомами советского периода существования завода, когда на предприятии существовала более богатая материально-техническая база. Вот несколько фотографий из этих альбомов.

-39

Так в 1970 г. выглядели заводские цеха.

-40

Механический участок.

-41

Участок сборки двигателей.

-42

Разборочный участок.

-43

Моторный участок.

-44
-45

Автосборочный участок.

-46

Сварочно-кузовной участок.

-47

Был здесь и свой швейный цех.

-48
-49

Электроимпульсная наплавка шатунных и коренных шеек коленчатых валов.

-50

Сборка автомобиля на гидравлическом подъёмнике.

-51

Такой вот интересный завод с богатой историей исчез в 2021 г. Начать строительство жилого комплекса на его месте планируют уже этой весной, а сдать к 2022 г.

-52

С одной стороны печально, что такой своеобразный по архитектуре производственный комплекс уходит в небытие, но с другой стороны множеству автосервисов в старых ветшающих постройках, занимающих почти целый квартал, не место в центре города. Тем более само производство постепенно растворилось более десятка лет назад, превратившись в обычный сервисный центр.

К слову, застройщик обещал провести демонтаж щадящим образом, разобрав старинную кладку по кирпичикам, которые могут пригодиться при реставрации других исторических зданий города. А в дальнейшем, после возведения на месте завода жилого комплекса, планируется создать музейную экспозицию в память о прошлом этого места.

-53

Так или иначе, но память о заводе теперь сохранена хотя бы в виде нашей публикации, а в будущем надеемся и планируемой экспозиции.

-54

Ну а на этом всё.

-55

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.