Весной, как и осенью, автомобиль принято "переобувать": ставить на него летние шины, а заодно менять моторное масло и другие рабочие жидкости.
А вот как быть, например, с машинами, на которых зимой не ездили или ездили редко? А что, если авто только из салона, и по идее, масло менять в нём рано? Очевидно, принцип «пришла весна – срочно меняй масло» работает не на всех. Давайте же выясним, в каких случаях действительно пора это сделать, а главное, как совершить весеннюю замену масла правильно, учтя все нюансы и не потратив лишнего - как в плане денег, так и в плане времени.
Для этого предлагаем читающим нас автолюбителям действовать по принципу «Р.А.З. – Руководствуйся. Анализируй. Замеряй.». Объясняем, в чём он состоит.
Руководствуйся. Читай рекомендации автопроизводителя
В «Руководстве по эксплуатации» автопроизводитель даёт не просто подсказки, а довольно-таки конкретные указания:
• какие рекомендованы интервалы замены смазок и технических жидкостей в данной модели;
• каков необходим сервисный объем той или иной жидкости (сколько заливать того же масла в литрах);
• какие именно продукты нужно применять, исходя из их технических характеристик.
Так, для моторного масла производитель автомобиля обязательно указывает, какие допуски оно должно иметь. Например, если в Руководстве написано, что рекомендовано наличие допуска API SN и выше, это значит, что применяемое масло должно, как минимум, соответствовать требованиям указанного международного стандарта Американского института нефти (API).
Плюс к этому в Руководстве даны ориентировки по вязкостям в соответствии с климатом того региона, в котором эксплуатируется автомобиль.
Таким способом автопроизводитель сообщает нам технические характеристики, которые необходимы, чтобы масло подошло не просто к автомобилю, но и к погодным условиям, в которых на нём будут ездить.
А чтобы окончательно упростить водителям задачу по подбору масел в двигатель и коробку передач, производитель указывает в Руководстве конкретные продукты конкретного бренда. Чтобы автовладелец точно знал, что ему покупать, даже если не до конца разобрался в допусками и вязкостями.
Если у вас есть возможность следовать подобным рекомендациям — прекрасно. Но тут важно не прозевать момент. Ведь когда истечет рекомендуемый сервисный интервал, мало того что нужно будет купить продукт требуемой марки и в необходимом объёме – понадобится ещё и вовремя попасть в СТО, куда в межсезонье выстраиваются весьма внушительные очереди.
Анализируй. Регламент – хорошо, но условия езды важнее
Зима – самое тяжёлое время дли двигателя (по крайней мере, в России). В холодное время года, когда снег то внезапно выпадает, то так же внезапно тает, мы чаще всего стоим в пробках, а также заводим двигатель «на холодную». Признайтесь, многие ли из читающих эти строки москвичей и петербуржцев минувшей зимой отказались от поездок на своих авто, когда стояли 30-градусные ночные морозы? Или когда аномальные снегопады резко сменились оттепелью?
А теперь представьте, что автопроизводитель, который рекомендовал менять моторное масло каждые 10 000 или 15 000 км, имел в виду отнюдь не экстремальные условия эксплуатации (а лютая зима в российском мегаполисе – это тот ещё экстрим для двигателя!). Скорее, даже наоборот, производитель подразумевал умеренную езду по свободному городу, причём без резких перепадов погоды. Понимаете, на что намёк?
В действительности, при такой зиме, какой выдалась зима 2020-21 для живущих в крупных городах россиян, рекомендуемый автопроизводителем интервал замены масла следует делить, как минимум, на полтора (а лучше – на два). То есть, если масло в последний раз менялось в октябре-ноябре, то в апреле нужно не просто ехать, а мчаться в СТО. Причём, замена нужна, даже если большую часть зимы автомобиль простоял в гараже: с течением времени масло окисляется даже в неработающем двигателе.
Ну, и коль скоро мы взялись рассуждать логически, то и к рекомендациям автопроизводителя насчёт строго определенной торговой марки масел можно отнестись критически. Если включить логику и здравый смысл, нет ничего трудного в том, чтобы подобрать аналог. Для этого достаточно знать, какому международному стандарту должен соответствовать продукт и какую вязкость иметь, а это написано в Руководстве к автомобилю.
Правда, если уж вы решили использовать масло другого бренда, то покупать его лучше у официальных представителей – если таковые в России, конечно, имеются. Например, масла Hyundai XTeer импортируются официально, попадая к потребителям через Единого импортёра и многоуровневую сеть дистрибьюторов и их партнёров. Список основных из них содержится на официальном российском сайте бренда. Посмотреть этот список и выбрать подходящего для себя продавца – дело нескольких минут. На крайний случай, всегда можно обращаться в чат поддержки клиентов там же, на сайте Единого импортёра.
Замеряй. Щуп в помощь!
Допустим, от прошлой замены вы проездили не так уж и много километров, то есть даже если поделить рекомендуемый интервал на два, то вроде как запас километров имеется. Но весна вовсю наступает, скоро так и так менять шины, да и кто его знает – что там с этим маслом после такой суровой зимы? Вдруг, всё-таки лучше заменить смазку, не дожидаясь, пока об этом сообщит тревожный значок на приборной панели?
Определить это вполне можно самостоятельно, не заезжая в автосервис – при помощи масляного щупа. Просто измерьте им уровень масла в масляном поддоне двигателя, опустив в специальное горлышко. После того как вытащите, оцените на глаз внешний вид оставшегося на щупе масла: если оно стало очень тёмным (в сравнении со свежим) и в нём имеются вкрапления грязной и вязкой, напоминающее деготь, субстанции, то такое масло точно пора менять.
Проверяя таким способом состояние моторного масла, следует также обратить внимание и на то, нет ли на щупе капель воды. В норме их быть не должно, поэтому при обнаружении стоит сразу посетить автосервис.
Также стоит насторожиться, если уровень масла сильно упал. Причин того, что двигатель «кушает» смазку, может быть много (и о них мы тоже обязательно напишем!), и не обязательно виновато само масло. Однако если угар имеет место, то весна – самое время сделать диагностику и ликвидировать проблему.
А вы уже завершили весеннее техобслуживание своего автомобиля – или только собираетесь посетить СТО? Строго следуете регламенту автопроизводителя – или местами позволяете себе отклоняться от «партийной линии», больше доверяя личному опыту вождения?