Найти в Дзене
Стиль жизни

Японский сад, духи земли и наш огород

Как только пригреет солнышко, духи земли проснуться и… окажутся у нас на даче или огороде. Это не так трудно. Веточка вишни – это сакура, далее все во власти вашего воображения или бурной фантазии. Но главное, к этому надо хорошо подготовиться!

-2

Потому как аршин, с которым мы подходим к японскому фольклору, в стране восходящего солнца сгодился бы разве для почесывания за ухом. Что для русского человека, в большинстве своем оторванного от земли, суеверие, то для самурая – предмет религиозного поклонения. Поскольку предания, мифы, сказки, истории о чудесах, тесно связаны с религией синто, а также с буддизмом и даосизмом, пришедшим в Японию из Китая и Индии.

-3

В основе синто – культ богов природы и предков. Иными словами, самое что ни на есть японское язычество, которое благополучно дожило до наших дней. Не без помощи легенд, мифов и сказок, сохранивших первобытное очарование или, в зависимости, от ситуации испуг человека перед сверхъестественной силой.

-4

Согласно синтоизму человек на протяжении всей его жизни окружен попечением множества разного рода духов, хороших и разных. В основном это – ками, духи леса, гор, неба, воздуха, воды и прочих, как одушевленных, так и не одушевленных предметов. Человек связан с ними неразрывной нитью не только потому, что после смерти превратится в одну из разновидность ками, добрую или злую, но еще и тем, что экологи называют средой обитания.

Для японца ками, как и вообще все тамошние ведьмы, домовые, антипки и анчутки, не есть нечто потустороннее. Они живут среди людей, иной раз принимая их облик, перенимая повадки и все вредные привычки. Единственной границей, служащей демаркационной линией, отделяющей человека от приведения, является смерть. Человек больше всего на свете боится смерти.

-5

Поскольку душа его, «рэйкон», должна будет после кончины присоединиться к душам умерших предков. И от того, как вел себя в этой жизни, зависит то, куда он попадет после того, как душа расстанется с его бренным телом: в чистую землю, по-нашему - рай, или в мертвую землю, по-нашему – ад. Молитвы и ритуалы тех, кто остался в мире живых, призваны очистить душу умершего от скверны. Не всегда это получается, и тогда ками становится злым духом.

Японские, равно как и наши, духи обладают разного рода волшебными способностями. Они со сказочной легкостью превращаются в предметы домашнего обихода, и всячески досаждают человеку, которому не посчастливилось прогневить высшие силы.

-6

Впрочем, существует большая армия и хороших духов, которая по внешнему виду нечем от злых совсем не отличается. Отсюда множество забавных, иной раз приправленных изрядной дозой страха, историй, приключений, заканчивающихся в большинстве своем весьма благополучно. Что, конечно же, не может не роднить их с русской сказкой.

К примеру, в японском фольклоре есть такая симпатичная сказка про черта, посватавшегося к хорошенькой дочке кузнеца, нечистый превращается в статного молодца. Новый кузнецов зять кует мечи, но у него есть одно условие, нарушение которого в конечном итоге, и влечет за собой развязку сюжета: ни одна живая душа не должна подсматривать за тем, как он работает в кузнеце.

Как тут не вспомнить нашу царевну-лягушку с той лишь разницей, что Елена Прекрасная была заколдована злыми чарами, а черт сам по себе и колдун и злая сила, которой по каким-то неведомым причинам наскучило быть бесом.

В конце концов, обман обнаруживается, происходит обратное перевоплощение кузнеца в черта. Но самое любопытное нас ожидает в финале, когда тесть бежит за бывшим зятем, приговаривая:

- Постой, мы же с тобой как одна семья жили, а ты все мечи забрал. Оставь хоть один!

-7

Черт, как ни странно, выполняет просьбу кузнеца, оставив в память о себе на мече клеймо: «Начертал великий князь чертей, остановившись на волнах перед долгим путешествием».

Вообще японская, волшебная история поражает главным образом своей поэтичностью. Ее финалом может быть не счастливый исход злоключений главного героя или героини, а объяснения какого-нибудь природного явления.

Так сказка «Плотник и черт» оканчивается тем, что прыгнувший от изумления в реку черт оставляет после себя крупные пузыри на воде, образовавшиеся от водоворота.

В сказке о «Пастухе и горной ведьме» чертова старушка в погоне за пастухом залезает в котел (в русской сказке Иван Дурак, перехитрив бабу-Ягу, сажает ее в печь). Смекалистый пастух ставит котел на огонь и закрывает его сверху крышкой. На дне котла обнаруживается лишь мертвый паук, а ведьма испускает, что тоже нетипично для японской нечистой силы, дух!

-8

Ведьма испускает дух, значит земля пробуждается ото сна.

Стало быть, мы уже во всеоружии готовы устраивать праздник цветения сакуры на нашем, отечественном, огороде!

-9