Найти тему
ИстПросвет

Почему красный кирпич имеет размеры 24х12х6 см

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Стандартизация никогда не была "коньком" русского производства. Русские любят сотворить шедевр, чтобы никто не смог его повторить. Каждый мастер имел собственный секрет и, в лучшем случае, передавал его по наследству.

Творение русских мастеров (домонгольский период)
Творение русских мастеров (домонгольский период)

Как строили церковь Пречистой Богородицы

В зодчестве склонность к эксклюзиву проявлялось в том, что на Руси трудно было встретить два одинаковых здания, и особенно это сказывалось в строительстве церквей. Московские храмы отличались от новгородских, новгородские от псковских, псковские от смоленских и так далее. Но и каждый отдельный храм был уникален. Их основания клали из природных валунов, стены возводили из кирпичей разного калибра. Глядя на них до сих пор кажется, что они слеплены руками, а не построены по чертежам и математическим расчётам.

Так оно, собственно, и было. И долгое время такое положение вещей всех устраивало. Но вот однажды ситуация вышла из-под контроля. Случилось это в конце 1460-х годов, когда великий московский князь Иван III задумал украсить столицу новым собором. Вместо небольшого и крайне обветшавшего Успенского храма времён Ивана Калиты и митрополита Петра начато было новое грандиозное строительство.

Производством работ поначалу ведали московские мастера Василий Ермолин и Иван Голова Володимиров. Достраивал здание уже один Иван Голова. В 1474 году были возведены своды. Казалось, что толстые стены выдержат даже землетрясение, но совершенно неожиданно в месяце-май в час ночи церковь "Пречистая Богородица" рухнула, не будучи "довершена".

Успенский собор в Кремле (арх. Аристотель Фиорованти)
Успенский собор в Кремле (арх. Аристотель Фиорованти)

Даешь ломбарджийский кирпич

После такого конфуза, когда лучшие русские мастера не справились с заданием, и стало ясно, что строить большие здания - совсем не то, что маленькие - Иван III призвал на помощь итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.

Он выехал из Италии в январе 1475 года и уже в марте был в Москве. "Осмотрев руины, Аристотель похвалил чистоту кладки", но заметил, что известь "неклеевита и кирпич не тверд". Аристотель "меньше чем за неделю снес здание, строившееся почти три года", нашел у под Москвой прекрасную строительную глину и основал кирпичный завод.

Аристотель выбрал один из самых больших стандартов кирпича, известных в то время в Европе - так называемый "ломбарджийский" красный кирпич. Это было сделано намеренно, чтобы ускорить ход кладки. Кроме того, ломбарджийский кирпич был в то время одним из самых прочных. Как пишет историк Т. Черникова:

"Его обжиг требовал особых знаний, с которыми итальянский инженер и познакомил русских. С тех пор "ломбарджийский стандарт" (примерно 24 на 12 на 6 см) - самый ходовой в России до сегодняшнего дня".