Найти тему
Жизнь с Музыкой

Pink Floyd и их лучший альбом "Dark Side of The Moon" - наследие Сида Барретта

Недавно исполнилось 75 лет со дня рождения очень загадочного товарища по имени Сид Барретт. Не будет преувеличением сказать, что с ним родился и весь психоделический рок. Да, это Сид основал группу Pink Floyd , и дал ей стартовый импульс, сыграв основную роль в ее первом альбоме "The Piper at the Gates of Dawn" и вылив на нее ведро собственного гениального полоумия. На большее его не хватило. Различные вещества и видение мира, более свойственное марсианину, нежели человеку с Земли, верно двигали его к овощеобразному состоянию. По мере того, как он сходил с ума, другие члены группы, ни на секунду не забывавшие о своем почтении к нему и считающие его гением, постепенно были вынуждены уменьшать его роль в группе, вплоть до отключения от оборудования на концертах. Черт его знает, что лучше - кончить так, как Моррисон, Хендрикс или Брайан Джонс, или же так, как кончил Барретт.

Pink Floyd - Time (Dark Side of The Moon, 1973)

Но разве это повод ставить сегодня посвященную Сиду "Shine on You Crazy Diamond" Нет, и вот почему. Мне думается, вплоть до 1973 года группа тщетно пыталась найти те средства выражения, которые смогли бы в отсутствие Барретта описать всю эпичность и глубокомысленность его идей. Эти идеи уже были вполне изложены и определены в "Piper...", но если Барретту для этого хватало простых форм и звуков, то остальные для того же эффекта были вынуждены усложнять и накачивать свой саунд.

Так вот, "Dark Side Of the Moon" стал апогеем этого процесса. Это поразительный альбом, в который можно погружаться бесконечно. Все, что было до и после него - объективно проигрывает ему, в лучшем случае лишь повторяя его, в худшем же - проявляя что-то наподобие потерянного, но упертого нарциссизма. Я думаю, что последний вариант и был реализован в "Wish You Were Here", где звучало не сколько намерение отдать дань Барретту, сколько желание вызвать чувство жалости к себе, демонстируя жалость к нему. Недаром он, внезапно появившись на студии после нескольких лет изоляции, лысый, растолстевший до неузнаваемости и очень больной, именно в тот момент, когда группа писала ему это свое посвящение-эпитафию, отнесся к ней довольно скептически - даже в его плачевном состоянии у него хватило на это ума.

Самоупоение эмоциональным самоистязанием у Флойдов еще достигнет своего пика в "The Wall", где уже совсем будет оторвано от внешнего мира. Слушая эти альбомы, нельзя воспринимать их отдельно от тех грандиознейших шоу, которыми они сопровождались. В противном случае, на мой взгляд, они просто не выдерживают проверку временем. Дело в том, что усложняя звук и тем самым приближая его к прогрессив-року, необходимо было иметь для этого основание, четкий стержень, яркую идею. У Pink Floyd стержень был сугубо визуальный, с музыкальной же точки зрения - НЫТЬЁ таким стержнем быть, извините, не может.

Другое дело - "Dark Side..". Эта статься будет единственной о Pink Floyd в моем проекте (если за следующие месяцы я не открою у них что-то новое и убойное, что вряд ли), но сегодня по-хорошему надо бы поставить этот альбом целиком. За вычетом несколько шокирующих, очень спорных моментов (я имею в виду трехминутные вопли интенсивно "стоп-слово, начинающееся на букву О и заканчивающееся на ЗМ"-ирующей дамы в "Great Gig in the Sky"), это - абсолютный шедевр, симбиоз концепта, технических наворотов, цельности, и, как следствие - волна мощного и громогласного влияния на психику слушателя. "Dark Side.." - это что-то вроде Коэльо образца 1973 года - он говорит о прописных и крайне важных истинах, причем такими терминами, чтобы понятно было и людям не очень далекого ума, однако при этом столь многозначительно и витиевато, задействуя максимум технической пиротехники и псевдопростраций, дабы слушатель в полной мере проникся гордостью за то, что ему дано понять сию великую философию. "Dark Side.." - шикарное развлекательное чтиво, охватывающее основные соблазны человека, а потому и не утратившее актуальности по сей день, а мягкие тексты-демотиваторы дают пинков под зад ровно той степени мягкости и упругости, что при небольшом напряжении фантазии становятся как раз мотиваторами! Послушайте с этих позиций "Time" - ее посыл очевиден, и Сид по-прежнему витает над ней.

Я даже заморочился и сваял вот такой коллаж. Как-то так я это себе вижу.

Сид Барретт и Время
Сид Барретт и Время

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!