То, что плохих детей не бывает, я поняла, поработав в детском саду.
Все дети рождаются добрыми и хорошими, готовыми любить и отвечать добром на добро. Но вот потом мир учит некоторых быть злыми. Например, ребёнок с гиперактивностью. С таким ребёнком трудно. Он не сидит, не занимается. А его заставляют…
Однажды, в классе у дочери, я наблюдала за гиперактивным мальчиком – его научили сидеть смирно. Но. Надо было видеть, как с течением времени ему становилось все хуже и хуже… По его лицу, я подумала, что он болен. Я даже подошла к ребёнку и спросила, всё ли хорошо. Он удивился.
Когда детям позволили двигаться – мальчик пулей пролетел по всему классу. А на его лице было написано, как ему хорошо и легко… Это меня потрясло. Я поняла, как же мы жестоки, заставляя гиперактивных детей сидеть на длинных уроках… все равно что заставлять человека с больными ногами стоять.
В саду гиперактивным легче, чем в школе. Но тоже бывает сложно.
Я уже писала про мальчика Петю - он был не гиперактивный, а, скорее, избалованный. Мальчик совсем не замечал обращение к нему, мог отбирать у всех игрушки… Но наблюдая за ним, я поняла, что он не злой, он просто НЕ ЗНАЕТ, что у других тоже есть чувства. Петя привык, что с раннего детства все под него подстраиваются – мама никогда не бывает занята, папа никогда не бывает сердит, старшая сестра ВСЕГДА ДОЛЖНА с ним играть.
Помню, как у меня разболелась спина. Схватило так, что не знала, как дотянуть до конца смены. Решила распрямить спину – легла прямо на ковёр в группе, больше было негде – в группе сада воспитатель как Гулливер в стране лилипутов, вся мебель маленькая.
Ко мне тут же подошёл Петя, сел и начал гладить по голове – жалел! Я увидела, что Петя очень даже может сочувствовать, просто его этому мало учили.
О том как мы потеряли Петю можете прочесть тут.
Ещё как пример хочу привести девочку с необычным именем Мишель. Девочка никого не слушалась, не воспринимала правила, и с ней пришлось помучиться. Но вот что я поняла:
Изначально послушные дети, это не самые умные, как многим кажется. Нет у них понимания, что взрослых нужно слушать, потому что их требования разумны. Трёхлетние дети не могут этого осознавать. Почему же они слушаются? Они просто имеют более слабую волю.
Мишель была хорошей девчонкой, просто с твёрдым характером. Логика её была проста: «Зачем идти спать, если Я не хочу? Зачем слушать воспитателя, если Я считаю по-другому?». Понадобилось время и креатив, чтобы донести до Мишель истину – правила существуют, чтобы всем было удобно. Чужие интересы надо уважать – чтоб уважали твои. Нельзя никого бить, потому что другим ТОЖЕ БОЛЬНО.
И вскоре Мишель стала самым ярым борцом за справедливость и за установленные порядки! Полагаю, в будущем, она станет женщиной, которую не так-то просто заставить идти на поводу, она сама будет решать, как ей строить свою жизнь.
Дети могут драться, могут воровать. Но всё это не от своей «плохости», а потому что их мораль ещё не сформирована. И наша задача, задача взрослых, формировать её правильно.
Исключением для меня стал мальчик Игорь - злое зло, читать здесь.