Найти тему
Дестрой

В советское время здесь готовили пилотов для сверхзвуковых ракетоносцев Ту-22М3, а теперь всё заброшено

Сегодня мы расскажем про заброшенную в 2000-х гг. лётно-испытательную часть подготовки пилотов для сверхзвуковых многоцелевых бомбардировщиков-ракетоносцев с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М3.

Эта часть находилась на окраине по сей день действующей центральной военной авиабазы "Терек" у стоянок 12-го военного авиаремонтного завода, на котором проходили модернизацию прилетающие на аэродром Ту-22М2 до модификации Ту-22М3 и производили ремонт, а для обучения лётных экипажей и подготовки машин к эксплуатации существовала эта в.ч. 13645.

-2

Начнём мы наш осмотр с заросшей площадки у бывшего блока цехов завода, в которых до распада СССР проходили ремонт и модернизацию ракетоносцы.

Ещё с начала 1960-х гг. на 12-ом АРЗ одним из основных профилей стал ремонт и модернизация первых в СССР серийных реактивных бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, способных нести ядерное оружие. Позже завод стал ремонтировать Ту-22М2 и модернизировать их до Ту-22М3.

-3

Поэтому здесь на площадке ещё с начала 1990-х гг. много лет стояло два полуразобранных Ту-22М3.

-4

Позже один из них собрали и установили в качестве экспоната на площадке открытого музея на авиабазе, а второй ракетоносец стоит здесь до сих пор со снятыми двигателями.

-5
-6
-7

У выезда со стоянок завода находится большой ангар технической эксплуатационной части. Сейчас он используется под нужды аэродрома.

-8

А рядом с ним стоят различные трапы, прицепы и будки.

-9

Во время дней открытых дверей на авиабазе, проходящих на празднования дня ВВС, здесь можно пройтись и пофотографировать, жаль только внутрь ангара не пускают. За ним видны хвосты Ту-22М3.

-10

А порой его и вовсе завешивают маскировочной сетью.

-11

Так выглядит стоянка ракетоносцев рядом с ангаром, а за ними виден законсервированный цех, где их и ремонтировали.

-12

По другую сторону ангара располагались стояночные места для ракетоносцев. Здесь было 8 летних стоянок и 6 зимних.

-13

А три летних стояночных места были газовочными.

-14

И имели такой наклонный выступ.

-15

За ангаром виден забор, за которым собственно находилось здание управления и организации полётов.

-16

Не смотря на то, что с начала 1990-х гг. на заводе при авиабазе уже не производили ремонт Ту-22М3, сама часть продолжала действовать до начала 2000-х гг., занимаясь судя по остаткам документации уже подготовкой пилотов вертолётов.

-17

Заходим в калитку.

-18

Недалеко от калитки в кустах торчал ржавый кузов сожжённого автомобиля.

-19

Выходим на заросшую аллею.

-20

Курилка у здания.

-21

А вот и само здание. В то время внутри ещё было на что посмотреть, но позже его окончательно разграбили и сожгли мародёры.

-22

Ну а мы покажем в каком виде его застали мы до всех этих событий.

-23

Заросшее крыльцо входа.

-24

Клумбы у ступенек.

-25

И окутывающая крыльцо лоза дикого винограда.

-26

Пройдём внутрь.

-27

Главный коридор первого этажа.

-28

На стенах висели стенды не только по Ту-22, но и по более старым Ту-16, которые также прилетали на завод для ремонта и небольшой модернизации.

К слову что первым, что вторым требуется для взлёта и посадки более длинная полоса, нежели имеющаяся на авиабазе ВПП длиной 2400 метров, поэтому самолёты производили взлёт и посадку без вооружения с максимально опустевшими баками чтобы снизить вес.

-29

В одном из кабинетов осталась висеть схема части с обозначением стояночных мест и зданий.

-30

На столах встречались различные приборы.

-31

Наушники.

-32

И профильная литература.

-33

Тут и там можно было встретить различные непонятные пульты и телефоны.

-34

Даже попалась такая книга со штампом инвентарного номера военной библиотеки.

-35
-36

На рабочих местах ещё можно было встретить печатные машинки.

-37

На стуле нам на глаза попался такой радиоприёмник РП-215 "Турист".

-38

Очередной кабинет.

-39

И какая-то стойка. Мы предположили, что здесь заряжали аккумуляторы, но точно мы не знаем.

-40

Со стены одного из кабинетов на нас взирал Ленин.

-41

Очередное руководство по лётной эксплуатации вертолёта Ми-8.

-42

Вроде бы бортовое устройство для отстреливания тепловых ловушек.

-43
-44
-45

Ящики.

-46

Инструменты.

-47

Но на первом этаже часть помещений уже было напрочь разгромлено.

-48
-49

И разбитая мебель.

-50
-51

Было удивительно встретить здесь автомат газированной воды. Обычно они стояли в цехах.

-52

Ну а теперь давайте поднимемся на второй этаж.

-53

Здесь располагалась административная часть и кабинеты подготовки личного состава к полётам.

-54

Здесь выдавали полётные задания лётным экипажам.

-55

На стене висела покосившаяся доска с последней инструкцией.

-56

Судя по всему это было написано ещё в 2000 г.

-57

Пройдёмся по другим кабинетам.

-58

Здесь ещё встречалась лётная форма.

-59

И фотография на тот момент лишь ещё будущего лётчика.

-60

Рабочий кабинет.

-61

И ещё один.

-62

То и дело нам встречались засохшие цветы.

-63

Бывший компьютерный класс.

-64

От которого оставалась лишь древняя ещё трёхкнопочная мышь.

-65

А это видимо кабинет командира части.

-66

В столе мы нашли несколько календариков, самый поздний из которых был за 2000 г.

-67

Почти вся мебель со второго этажа была стаскана в бывшую учебную аудиторию, которая была забита ей.

-68

И всяким хламом типа противогазов.

-69

А в углу на шкафу стояли коробки с консервированной капустой, которая уже начала течь.

-70

А в самом конце этажа находилось помещение трансформаторной.

-71
-72

Спускаемся обратно.

-73

Под лестницей располагался тепловой узел.

-74

Здание мы осмотрели, но это ещё не всё. Выходим на улицу.

-75

Здесь стоит одинокая смоловарка.

-76

Направляемся мимо курилки у входа в здание в сторону кустов.

-77

И метрах в 20 от неё находим такую бетонную затопленную яму в форме самолёта.

-78

Мы не один год гадали что это могло быть. В основном выдвигались версии, что это какой-то бассейн для отработки каких-то действий.

-79

Но в итоге пришли к выводу, что это недостроенное защитное сооружение, у которого не успели сделать перекрытия плитами.

-80

Убежище личного состава или какой-нибудь запасной командный пункт. Хотя возможно мы всё же ошибаемся.

-81

Напоследок пара вертолётных лопастей, валяющихся в кустах.

-82

И выходим через площадку со списанными вертолётами.

-83

А на этом всё.

-84

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.