Сегодня мы расскажем про заброшенную в 2000-х гг. лётно-испытательную часть подготовки пилотов для сверхзвуковых многоцелевых бомбардировщиков-ракетоносцев с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М3.
Эта часть находилась на окраине по сей день действующей центральной военной авиабазы "Терек" у стоянок 12-го военного авиаремонтного завода, на котором проходили модернизацию прилетающие на аэродром Ту-22М2 до модификации Ту-22М3 и производили ремонт, а для обучения лётных экипажей и подготовки машин к эксплуатации существовала эта в.ч. 13645.
Начнём мы наш осмотр с заросшей площадки у бывшего блока цехов завода, в которых до распада СССР проходили ремонт и модернизацию ракетоносцы.
Ещё с начала 1960-х гг. на 12-ом АРЗ одним из основных профилей стал ремонт и модернизация первых в СССР серийных реактивных бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, способных нести ядерное оружие. Позже завод стал ремонтировать Ту-22М2 и модернизировать их до Ту-22М3.
Поэтому здесь на площадке ещё с начала 1990-х гг. много лет стояло два полуразобранных Ту-22М3.
Позже один из них собрали и установили в качестве экспоната на площадке открытого музея на авиабазе, а второй ракетоносец стоит здесь до сих пор со снятыми двигателями.
У выезда со стоянок завода находится большой ангар технической эксплуатационной части. Сейчас он используется под нужды аэродрома.
А рядом с ним стоят различные трапы, прицепы и будки.
Во время дней открытых дверей на авиабазе, проходящих на празднования дня ВВС, здесь можно пройтись и пофотографировать, жаль только внутрь ангара не пускают. За ним видны хвосты Ту-22М3.
А порой его и вовсе завешивают маскировочной сетью.
Так выглядит стоянка ракетоносцев рядом с ангаром, а за ними виден законсервированный цех, где их и ремонтировали.
По другую сторону ангара располагались стояночные места для ракетоносцев. Здесь было 8 летних стоянок и 6 зимних.
А три летних стояночных места были газовочными.
И имели такой наклонный выступ.
За ангаром виден забор, за которым собственно находилось здание управления и организации полётов.
Не смотря на то, что с начала 1990-х гг. на заводе при авиабазе уже не производили ремонт Ту-22М3, сама часть продолжала действовать до начала 2000-х гг., занимаясь судя по остаткам документации уже подготовкой пилотов вертолётов.
Заходим в калитку.
Недалеко от калитки в кустах торчал ржавый кузов сожжённого автомобиля.
Выходим на заросшую аллею.
Курилка у здания.
А вот и само здание. В то время внутри ещё было на что посмотреть, но позже его окончательно разграбили и сожгли мародёры.
Ну а мы покажем в каком виде его застали мы до всех этих событий.
Заросшее крыльцо входа.
Клумбы у ступенек.
И окутывающая крыльцо лоза дикого винограда.
Пройдём внутрь.
Главный коридор первого этажа.
На стенах висели стенды не только по Ту-22, но и по более старым Ту-16, которые также прилетали на завод для ремонта и небольшой модернизации.
К слову что первым, что вторым требуется для взлёта и посадки более длинная полоса, нежели имеющаяся на авиабазе ВПП длиной 2400 метров, поэтому самолёты производили взлёт и посадку без вооружения с максимально опустевшими баками чтобы снизить вес.
В одном из кабинетов осталась висеть схема части с обозначением стояночных мест и зданий.
На столах встречались различные приборы.
Наушники.
И профильная литература.
Тут и там можно было встретить различные непонятные пульты и телефоны.
Даже попалась такая книга со штампом инвентарного номера военной библиотеки.
На рабочих местах ещё можно было встретить печатные машинки.
На стуле нам на глаза попался такой радиоприёмник РП-215 "Турист".
Очередной кабинет.
И какая-то стойка. Мы предположили, что здесь заряжали аккумуляторы, но точно мы не знаем.
Со стены одного из кабинетов на нас взирал Ленин.
Очередное руководство по лётной эксплуатации вертолёта Ми-8.
Вроде бы бортовое устройство для отстреливания тепловых ловушек.
Ящики.
Инструменты.
Но на первом этаже часть помещений уже было напрочь разгромлено.
И разбитая мебель.
Было удивительно встретить здесь автомат газированной воды. Обычно они стояли в цехах.
Ну а теперь давайте поднимемся на второй этаж.
Здесь располагалась административная часть и кабинеты подготовки личного состава к полётам.
Здесь выдавали полётные задания лётным экипажам.
На стене висела покосившаяся доска с последней инструкцией.
Судя по всему это было написано ещё в 2000 г.
Пройдёмся по другим кабинетам.
Здесь ещё встречалась лётная форма.
И фотография на тот момент лишь ещё будущего лётчика.
Рабочий кабинет.
И ещё один.
То и дело нам встречались засохшие цветы.
Бывший компьютерный класс.
От которого оставалась лишь древняя ещё трёхкнопочная мышь.
А это видимо кабинет командира части.
В столе мы нашли несколько календариков, самый поздний из которых был за 2000 г.
Почти вся мебель со второго этажа была стаскана в бывшую учебную аудиторию, которая была забита ей.
И всяким хламом типа противогазов.
А в углу на шкафу стояли коробки с консервированной капустой, которая уже начала течь.
А в самом конце этажа находилось помещение трансформаторной.
Спускаемся обратно.
Под лестницей располагался тепловой узел.
Здание мы осмотрели, но это ещё не всё. Выходим на улицу.
Здесь стоит одинокая смоловарка.
Направляемся мимо курилки у входа в здание в сторону кустов.
И метрах в 20 от неё находим такую бетонную затопленную яму в форме самолёта.
Мы не один год гадали что это могло быть. В основном выдвигались версии, что это какой-то бассейн для отработки каких-то действий.
Но в итоге пришли к выводу, что это недостроенное защитное сооружение, у которого не успели сделать перекрытия плитами.
Убежище личного состава или какой-нибудь запасной командный пункт. Хотя возможно мы всё же ошибаемся.
Напоследок пара вертолётных лопастей, валяющихся в кустах.
И выходим через площадку со списанными вертолётами.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.