Расскажите, пожалуйста, как вы стали писателем? Вы об этом мечтали с детства?
На самом деле никогда не мечтала. Я всегда очень много читала, была записана в двух ближайших библиотеках, и поход за новыми книгами был для меня праздником. Но писать самой мне довольно долго не приходило в голову. Хотя всевозможные истории сочиняла с удовольствием. В школе я писала стихи, немного хулиганские и смешные. Потом появились первые рассказы, которые мне казались серьёзными. После института я начала писать статьи для детских экологических журналов «Лазурь» и «Свирелька», но это были статьи на психологические темы, т. к. по первому образованию я психолог. И я до сих пор благодарна редактору этих журналов за то, что он буквально уговаривал меня не бросать писать.
Он разглядел в вас писателя...
А позже я попробовала сочинить детскую сказку и сразу поняла – это моё! Ведь в сказках можно и хулиганить, и играть словами, и совершать самые настоящие чудеса! После выхода третьей книги я поступила в Литературный институт им. Горького. У нас был курс взрослой прозы, и я ещё раз поняла, что мне всё-таки ближе детская литература. Но институт вспоминаю с радостью!
Для детей какого возраста ваши книги?
Мне нравится писать на разный возраст. Самая «маленькая» моя история – про пони Йошку для детей от 3 лет. А самые «взрослые» — «Северный ветер дул с юга» и «Конкур в ритме солнца» (изд. Аквилегия-М) — для подростков. У меня обычно так получается, что после серьёзной повести хочется чего-то весёлого и лёгкого, и я пишу сказку для малышей. А за ней снова просится подростковая вещь.
У вас есть и художественные книги, и познавательные. Что легче пишется, интереснее?
Я даже не знаю, что легче. Когда работаешь над познавательной историей – приходится изучать много различного материала. Иногда обращаться за помощью к специалистам. И это всегда жутко интересно. Так, когда я писала книгу про конный спорт «Под топот копыт» (изд. Антология), по всем вопросам я советовалась со своим тренером. Мы выверяли каждое слово. Смотрели, чтобы даже в иллюстрациях не было каких-то неточностей. Зато горжусь этой книгой, потому что, когда я пришла заниматься верховой ездой, мне очень не хватало базовых теоретических знаний, и именно их я и постаралась дать в книге.
«Светофор» и «За семью замками» тоже было очень интересно писать. Я, например, даже не предполагала, что сама идея регулировки движения с помощью разных цветов по некоторым данным появилась ещё при дворце царя Хаммурапи. И первые светофоры были тыквенными.
Тыквенными? Как интересно! Так и представляю три тыквы с дырками посредине и внутри горят цветными огоньками свечи. Но если говорить серьезно, мне кажется написать хорошую «познавалку» непросто.
Да, конечно, ведь нужно рассказать историю так, что ребёнок не заскучал, чтобы она вышла живой. Зато, когда пишешь художественный текст, можно дать волю воображению, придумывать свои правила, поделиться через героев своими мыслями. Хотя, даже когда пишешь сказку, знание определенной матчасти никто не отменял!
Детские писатели часто проводят авторские встречи. Любите ли вы выступать?
До пандемии я часто проводила встречи в школах, библиотеках. С проектом «Живые лица. Навигатор по детской литературе» мы целым десантом писателей ездили по разным городам и выступали перед школьниками и студентами-филологами, знакомили будущих преподавателей литературы с творчеством современных авторов. Сейчас всё стало с одной стороны сложнее, потому что живые встречи далеко не везде разрешены. С другой стороны, Zoom открыл новые возможности. И это тоже замечательно. Вот недавно благодаря проекту «Буковки» я встречалась с родителями и детьми-билингвами из Франции. Это очень интересный опыт!
Расскажите, как происходят ваши встречи с читателями?
Я стараюсь, чтобы встречи проходили ярко и весело. Со мной путешествуют мои герои, которых я сшила сама – это чайнокус Тип Пиратский, сыщик мини-пиг месье Трюфо, иллюзионик Ося, кот Мемуар и волшебная шляпа. Шляпа у меня правда непростая – в ней живут фокусы) Поскольку одна из моих книг называется «Осторожно, фокус!», я решила, что будет необычно, если показывать детям настоящие фокусы. И правда, эта часть выступлений всегда идёт на ура) Правда, после выступления, весь реквизит приходится прятать в потайные кармашки шляпы, чтобы читатели не раскрыли все секреты!
Сейчас по книге «Дело о белом кенгуру» я готовлю новый квест, для которого специально придумывала целую историю преступления. Ребятам вместе с месье Трюфо предстоит вычислить, кто украл талисман библиотеки – Зелёного лося.
Могли бы вы рассказать начинающим авторам о литературных конкурсах. Помогают ли они издать книгу? Стоит ли в них участвовать?
От себя могу сказать точно – что многие авторы как раз начинали издаваться именно после литературных конкурсов. И я как раз из их числа. У меня не было ровным счётом никаких знакомств в этой сфере. Я просто писала сказки и рассылала их по издательствам, пока не узнала про конкурс издательства «Росмэн» - «Новая детская книга». Так вышла моя шпионская история про загадочного зверя чайнокуса «Троянский кот».
Потом было первое место в конкурсе «Короткое детское произведение» издательства «Настя и Никита», лонг-листы премий «Ясная поляна» и «Книгуру». И одно из самых неожиданных событий – финал премии «Русский детектив» в детской номинации с книгой «Дело о белом кенгуру».
То есть вы отправили работу на конкурс и сразу победили или это тоже был не простой путь?
Финалистом конкурсов я стала далеко не сразу. Могу точно сказать, если ваш текст не прошёл в лонг-лист – не стоит отчаиваться. Возможно, он не подходит под формат именно этого издательства, и стоит попробовать отправить в другое. А возможно, над текстом нужно ещё поработать. Так тоже бывает.
Вы бы могли посоветовать начинающим авторам участвовать в конкурсах? Или сначала нужно подкачать мышцы? Например, опубликовать пару рассказов в журналах?
В конкурсах участвовать точно стоит. Мне кажется, это один из самых реальных путей к изданию своей книги. Печать в журналах тоже не помешает, но совсем не обязательна. Практически во всех конкурсах тексты приходят безымянными, чтобы члены жюри были более объективными. И оценивают в первую очередь сам текст. Если он зацепил жюри – могут дальше посмотреть, кто автор. А если не понравился, то публикации в журналах роли не сыграют!
Почему вы решили принять участие в проекте «Библиотекам в дар» им Олега Жданова и выступить перед детьми со всех регионов России в zoom ?
Я всегда с радостью участвую в различных благотворительных проектах. А здесь есть возможность выступить перед очень разнообразной и широкой аудиторией. Я вижу, как библиотеки охотно записываются на встречи, и мне кажется, это замечательная возможность познакомиться с читателями из самых разных уголков нашей страны. От себя могу сказать, что постараюсь сделать нашу встречу запоминающейся и интересной! И как всегда, мне будут помогать месье Трюфо и чайнокус Тип Пиратский. Будем знакомиться, читать отрывки и проводить викторины!
Благодарю вас за интересный разговор. Но мы не прощаемся! Уже сегодня стартует Неделя детской книги, а завтра, 23 марта, вам предстоит выступить перед детьми из разных уголков России. Желаю вам удачи и интересных вопросов от детей и родителей!
Спасибо! Жду с нетерпением!
Приглашаем всех желающих на встречу с детским писателем Майей Лазаренской 23 марта 2021г в 12:00 по Москве.
Светлана Кривошлыкова