Найти тему
Что могут короли...

Противоречивый Олаф II Харальдссон: святой для католиков и православных.

Король Олаф II Харальдссон навсегда вошел в историю Норвегии как символ национальной гордости. Он стал первым королем всей Норвегии, организовавшим ее обращение в христианство и таким образом способствовавший интеграции страны в христианскую Европу.

Олаф был канонизирован своим давним знакомым, придворным епископом-англичанином Гримкеллом 29 июля 1030 года н.э. - вскоре после смерти в битве при Стиклестаде. А позже Олаф стал святым покровителем Норвегии. Норвегия увековечила святого Олафа через его символический топор в национальном гербе и каждое 29 июля отмечает день битвы, в которой Олаф принял мученическую смерть. Мало того, он является святым и в православии, так как был причислен к лику до разделения церквей.

Но так ли святы были деяния Олафа-человека? Некоторые историки критикуют способы, которыми святой Олаф “объединил” и распространил христианство в Норвегии. “Для одних он образец жестокости, для других – бескровный святой, подобный ангелу, для третьих – доблестный воин и способный король, который использовал христианство для достижения своих политических целей”, - писал Олаф Мюллер в книге под названием “Святой Олаф, король Норвегии.” Кем же был исторический Олаф II?

***

Олаф II Харольдссон, также называемый Олафом Толстым, был королем Норвегии с 1015 по 1028 годы. Святой Олаф родился в Рингерике около 990 года. Олаф был сыном Харальда Гренландца, конунга (или короля) восточной Норвегии, и, по-видимому, состоял в родстве с Гарольдом I Прекрасноволосым, первым королем Норвегии.

С раннего возраста он участвовал в походах викингов на Балтику, в Англию (1009-1011) и на север Франции (1012), где и предположительно был крещен в Руане (он был обращенным либо в Англии, либо во Франции). Олаф провел некоторое время в Англии, поддерживая короля Этельреда против Кнута Великого (1014), и затем вернулся в Норвегию в 1015 году.

Западной Норвегией правили Ярлы Ладе. Восточная Норвегия находилась под властью нескольких королей. После смерти короля Олафа I Трюгвассона в битве при Свольдере (1000 г.) и ярлы, и короли, по-видимому, находились в некоторой зависимости от датского королевства.

Олаф очень быстро утвердился в восточной Норвегии как своего рода король королей, а в следующем году он победил ярлов при Несьяре. Затем он устремился на север вдоль побережья и был избран королем местными крестьянами. Таким образом, Олаф стал первым королем, правившим всей страной, как на востоке, так и на западе.

***

В течение следующих лет он прокатился по всей стране, укрепляя в землях власть одной национальной монархии, и воочую лично стал наглядным примером суверена - для вождей, знати и простого народа. Олаф с одной стороны был приверженцем мира и закона, но в тоже время насильно обращал в христианскую веру несогласных с ним жителей тех областей, где еще были сильны старая вера, старые боги.

Повсеместное введение христианства потребовало тщательного пересмотра норвежского уклада жизни, использование новых церковных кодексов (kristenretten) населением совместно с королем и его епископами. Олаф взялся за церковное строительство, основывая по одной церкви в каждом регионе (herred).

Хотя многие из первых миссионеров Олафа в Норвегию прибыли из Англии, король счел разумным обратиться к Германии, когда ему понадобилось больше миссионеров. В итоге норвежская церковь была организована как часть северогерманской церковной провинции Гамбург-Бремен.

***

Усилия короля Олафа по укоренению норвежской церкви, несомненно, имели большое значение с точки зрения объединение норвежских земель в единое королевство. И эти действия по объединению вызвали самый яростный протест. Олаф хотел сломить власть местной знати, вождей и военачальников викингов. Он был полон решимости стать единственным во главе закона и государства с правом облагать налогом подданных.

Его власть опиралась на некоторую региональную поддержку, земельную собственность короны и на его ближайших сподвижников. Финансовые ресурсы короля в значительной мере были результатом отчуждения собственности разоренной знати. Несогласные с такой политикой короля не дремали и имели крепкую поддержку в районах, контролируемых семьей Лейд-в Тронделаге и на Севере. Король Дании Кнут Великий являлся их союзником. Олафу такое положение дел не устраивало, и король возглавил поход против Дании (1026). Но его войска была полностью разгромлены.

По возвращении Олафа в Норвегию положение его становилось все более трудным, так как большая часть народа отвернулась от него. В итоге он бежал из страны в 1028 году без каких-либо внутренних междоусобных войн, сначала в Швецию, а затем на Русь, где провел некоторое время (В Новгороде и Старой Ладоге).

Олаф вернулся на родину в 1030 году с намерениями отвоевать трон ввиду смерти датского наместника. На его стороне собрались порядка 3000 человек, среди которых были как единомышленники, в том числе брат, так и наемники из Швеции. Бойня разразилась в августе, по некоторым данным при солнечном затмении. И этот решающий для Олафа бой был проигран. Король был убит ударом в живот и шею, его войско потерпело поражение от сил Лейда и тронделагскими людей в битве при Стиклестаде.

-2

Плоды этой победы достались Кнуту Великому. Он послал своего сына Свейна править Норвегией вместе с матерью мальчика. Это был не самый удачный ход, так как их правление стало рассматриваться как иностранное угнетение. В 1035 году Свейн бежал перед лицом неудержимого наступления Магнуса, сына Олафа, вскоре ставшего королем.

***

Многочисленные королевские, великокняжеские и герцогские линии происходят от Олафа через потомство его дочери, включая членов дома Саксен-Кобург-Готской династии. Мод Уэльская, дочь короля Англии Эдуарда VII, была матерью норвежского короля Олафа V, так что Олав и его сын Харальд V, нынешний король Норвегии, таким образом, имеют среди предков и святого Олафа.

***

Умерший король прочно утвердился в качестве национального святого, "вечного короля Норвегии", чрезвычайно могущественного символа новой монархии и норвежской церкви, которую он во многих отношениях основал.

Олаф стал самым популярным среди средневековых скандинавских святых. День его поминовения стал одним из важных на родине короля; его могила в Тронхеймском соборе стала объектом бесчисленных долгих паломничеств, а традиционный норвежский закон стал известен как закон Святого Олафа.

-3

Культ Олафа не только объединил страну, но и осуществил обращение народа в христианство. В Англии, Италии и многих других странах можно встретить изображения святого. В России Олафа изображают на иконах, есть церковь святого Олафа в Новгороде, а в Выборге – башня с именем Олафа. Тем не менее, Олаф остался в истории противоречивой фигурой, неразгаданной до конца, личностные интересы которого сложно отделимы от религиозных.