Про корпоративную культуру говорят на каждом углу. Еще бы! Именно она своей невидимой рукой нежно окунает новоиспеченного коллегу в захватывающий мир социальных и бизнес-процессов компании.
По мере развития организации формирование корпоративной культуры или некоего свода негласных правил неизбежно, и руководителю нужно быть готовым к этому. Конечно же, влиять на формирование корпоративной культуры можно и нужно, поэтому, когда подобная проблема возникла перед нашей компанией, мы с управленческим ядром решили, что изложим основные аспекты в виде короткого документа, выдаваемого сотруднику при приеме на работу.
У нас в компании он называется “Семь смертных грехов сотрудника”. Вот они
1. Нарушение режима труда
Это классика. Любая нормальная организация это система. Там, где есть система, всегда появляются те, кто проверят ее на прочность. Все начинается с мелочей: пришел на 5 минут попозже, ушел на 10 минут пораньше, пошел на обед в 11:50 и так далее. Если сразу не пресечь подобные ситуации, то люди начинают захватывать все больше неположенных привелегий, а далее воспринимать это как должное.
Наш грех сформулирован так:
Каждый знает время, в которое он должен приступить к работе и уйти с нее. Терпимость к нарушениям трудовой и производственной дисциплины в Компании нулевая.
Просто, понятно, доходчиво. В случае нарушения объясниться будет крайне сложно.
2. Невыполнение распоряжений непосредственного руководителя
Ранее я писал о том, как формирую команду. Очевидно, что я доверяю решениям своих руководителей, иначе не работал бы с ними. Управленцам на входе гарантирую, что не буду влезать в их дела, выдавать распоряжения “через голову”, если меня устраивает результат.
К сожалению, в России люди очень сложно понимают значение ролей. Ты можешь быть отличным спецом, но не обладать всей полнотой информации о ситуации, поэтому *обязан* выполнять распоряжения своего руководителя. Не обсуждать, а сначала выполнять. Все просто: на работе я руководитель, а в медицинском центре просто пациент, и обязан выполнять указания врача.
В нашем документе пункт звучит следующим образом:
Дисциплина - мать Победы. Компания стремиться к достижению сверхрезультатов, для чего необходим предсказуемый ответ от системы
3. Нарушение условий проекта
В вопросах согласования условий договоров мы довольно гибки. Шутка ли: география и специфика наших клиентов довольно широка.Есть клиенты из Канады, Нидерландов, Великобритании, Австралии, России, США, и везде свои особенности, начиная от часовых поясов, заканчивая менталитеом и особенностями ведения бизнеса.
Если мы договариваемся, что ответ на запрос будет в течение двух часов, то он должен быть. Любые отклонения от заданных заранее условий недопустимы,поскольку мы работаем на высоко конкуретном рынке. Одна оплошность, и клиент уйдет туда, где ему ответят вовремя или уложатся в адекватный дедлайн.
Надежность Компании как партнера - ключевой фактор. Мы позиционируем себя как добросовестных подрядчиков, что означает недопустимость нарушения условий договора
4. Отсутствие желания расти
На мой взгляд это самая большая ошибка, которую только может допустить сотрудник. Неважно насколько ты грамотен и профессионален сейчас: еще никто не родился на свет министром с портфелем.
Отказываясь от роста и развития, человек обрекает себя на посредственность как в работе, так и в жизни, поэтому мы стараемся всячески мотивировать людей двигаться вперед во всех сферах , в том числе и личным примером. Еще некоторое время назад я ни черта не разбирался ни в бухгалтерском учете, ни в налогах, ни в особенностях работы IT-компаний. Что там говорить, я не представлял как работает обыкновенный сайт.
И я, и мой партнер по бизнесу четко понимали, что даже медведей учат в цирке ездить на велосипедах, а мы точно не глупее их. Да, с овертаймами, да в ущерб семье и сну, но мы подтягивали свои слабые стороны и заполняли пробелы в знаниях. Коллеги видели это, и большинство стремилось брать с нас пример. Те, кто не хочет развиваться, у нас в компании не задерживаются. Все, кроме Влада. О нем я расскажу в одной из следующих статей – там особый случай.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Плох тот сотрудник, который не научился за день чему-то новому
5. Отсутствие проактивной позиции
Один популярный в интернете персонаж говорил:
Знаете как это выглядит? Я вам говорю:”Люди, у вас хлеб закончился”. А вы:” О, нет! Что нам делать?! Дай нам знак!…"
Эй! Булочная за углом!
Идеальный сотрудник для меня это тот, кто, помимо прочего, не просит дополнительных инструкций в плюс-минус стандартных ситуациях. Тем более, уметь видеть на шаг вперед в своем проекте это обычное дело, поэтому те, кто просит подробные инструкции или указания на ежедневной основе, у нас не в почете. Не стоит ждать, что за тебя все решат или разрулят сложившуюся ситуацию. Пробуй, делай, решай. Не получилось самому? Ок, я помогу, но приходи ко мне с вариантом решения и неудачными попытками решить вопрос, а не спрашивай “Что мне делать дальше?”
Мы не ждем, пока произойдет нечто плохое или хорошее, мы не сидим сложа руки в ожидании команды сверху. Мы действуем на опережение в пределах своих компетенций в интересах Компании
6. Неопрятный внешний вид и низкий уровень культуры
Так исторически сложилось, что IT и близкие к нам по строению организации позволяют своим сотрудникам несколько больше, чем компании с жесткой вертикалью. Отсутствие дресс-кода, гибкий график и прочие привилегии стали нормой для молодых программистов и головной болью для собственников бизнеса. В лучшем случае с точки зрения внешнего вида можно увидеть корпоративный мерч. Однако, это полбеды.
Зачастую случается так, что не только в локальных чатах, но и в бизнес-каналах мессенджеров люди позволяют себе несколько больше, чем положено в общении с коллегами и клиентами. Для нашей компании это неприемлемо, поскольку взаимоуважение и имидж для нас чертовски важны.
То же самое касается опрятности и элементарной гигиены. Программисты, скажу вам честно, очень странные ребята. Обычно про таких говорят “не от мира сего”. Тем не менее, быть взаимовежливыми и носить чистую одежду обязаны все. Да-да, про одежду я не шучу. Были такие кейсы, и довольно часто.
Все, к ого мы принимаем на работу - люди с огромным потенциалом развития. Для наших сотрудников неприемлемо выглядеть и вести себя подобно уличной шпане. В рабочих чатах необходимо поддерживать цивилизованное общение. Для всякого рода вольностей есть соответствующие чаты, не связанные с работой по бизнес-проектам
7. Отсутствие игры на команду
Ранее я рассказывал почему не хочу работать с “суперзвездами”. Помимо меня на эту тему писали многие, поэтому сильно заострять внимание на очевидной истине не будем. Каким бы классным ты ни был, если не командный игрок – ты мне не нужен. Среднестатистический середнячок синергичен, умножает сильные стороны коллег и общий результат. Суперзвезда или тот, кто себя считает таковым, работает только на себя и свое эго.
Хочешь идти быстро - иди один. Хочешь идти далеко - идите вместе. Мы решили идти далеко, для чего придерживаемся командного взаимодействия как между сотрудниками, так и между отделами. Действия, не способствующие развитию этого подхода, неприемлемы
Озвучивание условий игры на этапе приема на работу очень важный аспект для нас. Это позволяет кандидату не только составить максимально полную картину о том, как мы работаем и живем, но избавляет от ненужного стресса и завышенных (или заниженных) ожиданий от работы.
А какие негласные правила действуют у вас в организации?