Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Новый Иерусалим: надо ехать!

Новый Иерусалим… здесь мы бывали неоднократно, но знаете, сюда можно приезжать много раз и каждый из них все равно остается незабываемым, открывающим это место в новом ракурсе.
Впервые мы приехали в… 2007-м году, и тоже зимой. Правда, тогда нам несказанно повезло с погодой – стоял яркий и морозный февральский день, а в такой денёк лучше всего фотографировать местную архитектуру, она необычайно выразительна!

Храмы на фоне голубого зимнего неба, подсвеченные солнцем выглядят необычайно нарядно!
Храмы на фоне голубого зимнего неба, подсвеченные солнцем выглядят необычайно нарядно!

Здесь, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, царит какая-то своя, особенная атмосфера. Храмы необычны и на них можно, наверное, любоваться бесконечно, ведь ничего похожего увидеть в других местах невозможно: архитектура, воссоздающая комплекс Святых Мест Палестины ошеломляет замыслом, воплощенным в камне.

Яркая и необычная архитектура заставляет путешественника разглядывать храмы в подробностях.
Яркая и необычная архитектура заставляет путешественника разглядывать храмы в подробностях.

Удивительны и декоративные детали – изразцы. Они, конечно, применяются в декоре храмов не только в здесь, в Новом Иерусалиме, но тут они звучат особенно красиво, празднично, создавая настроение, пожалуй, даже так – создавая южное, летнее настроение, ведь это, по сути, отсылка к храмам Палестины, страны вечно зеленой и жаркой…

Трудно представить себе, какое количество изразцов пришлось изготовить для отделки комплекса, и все они различаются, повторений практически нет.
Трудно представить себе, какое количество изразцов пришлось изготовить для отделки комплекса, и все они различаются, повторений практически нет.

Тогда мы бродили по территории монастыря и любовались красотами, созданными нашими зодчими, ведь и правду говорят, что в России самая необычная храмовая архитектура, нигде такой нет (первым архитектором монастырских построек был Петр Заборский, а начинали строить монастырь в семнадцатом веке). Но в своей совокупности весь монастырь выглядит удивительно гармонично, единодушно, вся его небольшая, в общем-то, территория идеально продумана, жаль только, что во время Второй Мировой войны обитель серьезно пострадала – немцы заминировали ее и взорвали Воскресенский собор, восстановленный после окончания войны, но при этом весь комплекс, отчужденный от Церкви еще в 1919 году, имел статус музея, только в 1994 году он вновь стал полноценным монастырем.
Когда мы были здесь в 2007 году, стены собора заметно пообветшали, где-то велись вялые реставрационные работы.

В 2007 году масштабные реставрационные работы только начинались – видите, часть кирпичной кладки закрыта сеткой?
В 2007 году масштабные реставрационные работы только начинались – видите, часть кирпичной кладки закрыта сеткой?

Сейчас, когда мы снова приехали в февральский день, погода не столь благоволила нам, но разве это причина, чтобы не порадоваться встрече с прекрасным?

Погода не побаловала нас в этот приезд ярким солнышком, так что с того? Красота она всегда красива и надо почувствовать ее даже в такой серый зимний день!
Погода не побаловала нас в этот приезд ярким солнышком, так что с того? Красота она всегда красива и надо почувствовать ее даже в такой серый зимний день!

Зато сегодня нас пустили на стену, а раньше этого не позволялось. Отсюда, из галерей монастырской ограды можно сделать интересные снимки собора, как говорится, с высоты птичьего полета…

Когда поднимаешься над уровнем земли и смотришь на Воскресенский собор, он выглядит еще более внушительно и появляется необычайное чувство объема сооружения, не ощутимое, когда просто стоишь под его стенами.
Когда поднимаешься над уровнем земли и смотришь на Воскресенский собор, он выглядит еще более внушительно и появляется необычайное чувство объема сооружения, не ощутимое, когда просто стоишь под его стенами.

Мы неспешно обошли величественное здание вокруг, отмечая, что реставрация проведена на высшем уровне, но особенно нас порадовало то, что в этой свежей реставрации не чувствуется часто замечаемого нами, «новодельного флёра», который завсегда портит общее впечатление от архитектуры. Нет, здесь, в Новом Иерусалиме такого ощущения «поддельности» не возникает и мы только радуемся этому, как дети.

С тщанием и точностью восстановлены сложные изразцовые декоры, внешний вид собора полностью воссоздан, выглядит это все просто великолепно.
С тщанием и точностью восстановлены сложные изразцовые декоры, внешний вид собора полностью воссоздан, выглядит это все просто великолепно.

Но самое главное, конечно, внутри: несмотря на то, что мы приезжаем сюда в третий, или даже в четвертый раз, внутри Воскресенского храма нам побывать до этого момента не удавалось, сейчас же мы с удовольствием восполнили этот пробел.
Если честно, то интерьеры просто поражают. И дело даже не в богатстве отделки и не в наполненности храма иконами и реликвиями, а в том необыкновенном его объеме и вообще, архитектурном замысле: это удивительный, во всех отношениях храм, в котором надо обязательно побывать – мы уверены, что это не забудется никогда и более того – сюда захочется приехать еще!

Купол храма поражает своим объемом, уникальным светящимся изнутри, многоярусным окончатым сводом.
Купол храма поражает своим объемом, уникальным светящимся изнутри, многоярусным окончатым сводом.

Внизу, под многоярусной ротондой – Кувуклия, и если вы человек верующий, то нет никаких препятствий к тому, чтобы в нее пойти на поклон Гробу Господню. В обычный день народу тут немного, и вы сможете без суеты совершить краткую молитву.

Зайдите в миниатюрное здание Кувуклии и преклоните колени в молитве.
Зайдите в миниатюрное здание Кувуклии и преклоните колени в молитве.

Можно долго стоять просто так, задрав голову вверх, но здесь есть, на что еще посмотреть. Например, на многоярусный иконостас, завершающийся не менее высоким и впечатляющим расписным куполом!

Стройный многоярусный иконостас поражает своими размерами.
Стройный многоярусный иконостас поражает своими размерами.
Яркая роспись купола выделяется на фоне нежно-голубого цвета стен, Воскресший Господь, ступая по облакам в окружении Ангелов выглядит объемно и живо, символизируя главную духовную тему собора.
Яркая роспись купола выделяется на фоне нежно-голубого цвета стен, Воскресший Господь, ступая по облакам в окружении Ангелов выглядит объемно и живо, символизируя главную духовную тему собора.

Нужно сказать, что изразцовые декоры, причем очень необычные и богатые, встретят вас в Воскресенском соборе практически везде. Богатый барочный стиль смотрится необыкновенно красиво и производит неизгладимое впечатление на зрителя.

Изразцовое великолепие в стиле барокко пронизывает все внутреннее убранство храмового комплекса.
Изразцовое великолепие в стиле барокко пронизывает все внутреннее убранство храмового комплекса.

Барокко в убранстве храмов мне лично очень нравится. Дело не в пресловутом «богатстве» и вычурности стиля, сколько в его выразительности, объемности и сложности. Декор в этом варианте отделки становится не просто дополнением иконостаса, а его логическим продолжением, можно долго любоваться затейливыми деталями, создающими особую атмосферу торжественности, настраивающими на размышления и внутренние переживания.

Декор купола и стен ошеломляет сложностью и гармонией, достигающейся симфоническим звучанием всех отдельных объемных деталей.
Декор купола и стен ошеломляет сложностью и гармонией, достигающейся симфоническим звучанием всех отдельных объемных деталей.

Но Новый Иерусалим – это не только комплекс зданий внутри монастырских стен, можно прогуляться и за его пределами, ведь обширные территории также копируют в своей топономике объекты Святой Земли. В этот раз мы не пошли туда, за пределы монастыря, а решили посетить еще один совершенно новый объект в округе – музейный комплекс Новый Иерусалим, ведь там есть, что посмотреть!
Увы, времени до закрытия музейных экспозиций оставалось очень мало, но мы успели осмотреть выставку с ценными предметами религиозной культуры и искусства прошлых веков, а также выставку картин.
Церковное искусство в России – это особый пласт. В условиях практически отсутствующего светского искусства, обильно произросшего на Западе, в дореволюционной России мастера реализовывали свои таланты, создавая бесчисленное множество предметов культа. Понятно, что в условиях борьбы пролетарских вождей со всем, что именуется «опиумом для народа», огромное число памятников старины бесследно исчезает и даже уничтожается, отчего сегодня сохранившиеся экземпляры можно лицезреть, по большей части исключительно в музеях.
Надо сказать, что здесь мы увидели поразительные экспонаты – достаточно рассмотреть тончайшей работы огромные напрестольные Евангелия, украшенные богатыми серебряными окладами, чтобы понять, сколь талантливы были на Руси мастера серебряных дел!

Евангелие в «одежке» из чеканного серебра и финифти удивляет современника тонкостью исполнения и талантами старинных мастеров.
Евангелие в «одежке» из чеканного серебра и финифти удивляет современника тонкостью исполнения и талантами старинных мастеров.

А как красивы серебряные оклады старинных икон и сами иконы, украшенные такими ризами! Два произведения искусства, иконописного и серебряного в едином гармоничном строе звучат звонко и глубоко несмотря на то, что многим памятникам, хранящимся здесь, уже «стукнуло» триста лет, а то и более!..

Иконная живопись, серебро и драгоценные камни – благодатные иконы украшались богатыми ризами неспроста, а за заслуги, за чудотворные дела!
Иконная живопись, серебро и драгоценные камни – благодатные иконы украшались богатыми ризами неспроста, а за заслуги, за чудотворные дела!
Экспозиция, организованная музеем хоть и не большая, но весьма и весьма ёмкая, что называется, показательная.
Экспозиция, организованная музеем хоть и не большая, но весьма и весьма ёмкая, что называется, показательная.

Увидели мы тут и деревянную пластику – резные храмовые скульптуры, нашу слабость. Мы давно увлекаемся резной русской религиозной пластикой и знаем, что увидеть редкие сохранившиеся экземпляры можно ныне практически только в музеях (есть, конечно, исключения из правила, например, их можно увидеть в Костроме, в храме Воскресения на Дебре).

Храмовая пластика – почти забытое явление, которое подвергалось нападкам церковных властей, а потом практически уничтожилось силами властей советских.
На фото - скульптура святой Параскевы Пятницы, именуемой в простонародье "бабьей заступницей".
Храмовая пластика – почти забытое явление, которое подвергалось нападкам церковных властей, а потом практически уничтожилось силами властей советских. На фото - скульптура святой Параскевы Пятницы, именуемой в простонародье "бабьей заступницей".

Есть в собрании музея и вообще, эксклюзивно редкие произведения, как например вот эта икона «Лабиринт духовный»:

Вы видели когда-нибудь такую икону в храме? Нет? Вот и мы не встречали, а в музее она есть!
Вы видели когда-нибудь такую икону в храме? Нет? Вот и мы не встречали, а в музее она есть!

Когда мы вышли на улицу, короткий февральский день уже передавал свои права сумеркам. Снег начинал заметать землю, так что обратная дорога заняла у нас гораздо больше времени, чем путь сюда. Мы были под впечатлением от увиденного – и от ошеломляющего Воскресенского собора и от картин в музее и от старинных икон, напитавших нас энергетикой прошлых веков.
А вы не были в Новом Иерусалиме? Нет? Тогда мы искренне за вас рады, ведь все открытия и впечатления у вас еще впереди! А тем, кто тут уже бывал, но до реставрации и до открытия музейного комплекса, тоже будет, чему удивиться. Так что, друзья, не теряйте времени, отправляйтесь в путь!