Социальная адаптация подростков является одной из актуальных проблем, стоящих перед психологической наукой и практикой.
Это связано как с возрастающими требованиями общества к уровню образования и компетентности подрастающего поколения, так и с психологическими особенностями подросткового возраста, основанными на массе противоречий и трудностей.
В подростковом возрасте девочки и мальчики:
- начинают испытывать первые серьёзные чувства;
- переживают душевные кризисы;
- преодолевают сложные жизненные ситуации.
- а также, вовлекаются в конфликты со сверстниками, учителями и родителями, что ещё больше осложняет социальную адаптацию.
Внешне #трудности в адаптации подростков могут проявляться, как:
- неуверенность в принятии решений;
- неспособность сосредоточиться;
- чрезмерная эмоциональность;
- агрессивность;
- конфликтность.
Все это негативно отражается на учебной успеваемости и затрудняет межличностные отношения.
За этими внешними поведенческими реакциями скрываются внутриличностные проблемы.
« #Адаптация » происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Под адаптацией понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды.
Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации при изменяющихся условиях жизни.
#Социальная адаптация понимается в психологии двояко.
1. Как постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды.
2. Социальная адаптация – это результат такого процесса.
В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова:
«Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими;
- способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других».
Социальная адаптация это процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Социальная адаптация ребенка имеет большое значение.
Подростковый возраст один из самых сложных детских периодов. Именно в этот период происходят серьезные изменения в условиях жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики и появлению новых форм взаимодействия с окружающими людьми.
Ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками и занимает среди них новое место, выполняя новые функции.
Подростки начинают включаться в различные виды деятельности, что расширяет их сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности.
Трудности в социальной адаптации в подростковом возрасте обуславливаются следующими группами факторов:
- биологические факторы (генетические, физиологические, психо-физиологические),
- психологические факторы (психопатологии, акцентуации характера),
- социально - педагогические (семейное, общественное, школьное воспитание),
- особенности личности подростка (самооценка, затянувшийся ин-фантилизм, агрессивность, раздражительность, апатичность, тревожность).
#Трудности социальной адаптации проявляются:
- в межличностных конфликтах,
- игнорировании требований взрослых,
- агрессивном поведении,
- безответственном отношении к учебе,
- хулиганстве,
- уходах из дома,
- мелких кражах.
Можно выделить следующие #типы подростков с трудностями в социальной адаптации (трудных подростков):
- педагогически запущенные,
- эмоционально неустойчивые,
- акцентуированные,
- ситуативно трудновоспитуемые,
- собственно трудновоспитуемые.
В недавнем исследовании выявляли личностные особенности подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации.
В исследовании приняли участие 107 старших подростков – учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ.
На первом этапе исследования была выделена группа из 47 подростков (25 девочек и 22 мальчика) с низким уровнем социальной адаптации.
Подростки этой группы обладали низкой нервно-психической устойчивостью, были конфликтны, могли допускать делинквентные поступки.
Также, классными руководителями была произведена оценка четырёх показателей проявления дезадаптации с помощью метода экспертных оценок:
- проблемы с дисциплиной, а именно невыполнение требований взрослых, пропуски уроков, хулиганство;
- безответственное отношение к учёбе и неуспеваемость;
- межличностные конфликты с одноклассниками и педагогами;
- эмоциональная неустойчивость,
- агрессивность.
В результате, у 40% испытуемых были отмечены дезадаптивные признаки по 3 – 4 показателям.
Из подростков с хорошими адаптивными способностями, случайным образом было отобрано 47 подростков контрольной группы (25 девочек и 22 мальчика). Подростки данной группы легко адаптировались к новым условиям деятельности, быстро «входили» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентировались в ситуации, быстро вырабатывали стратегию своего поведения и социализации.
На втором этапе исследования изучались личностные особенности старших подростков основной и контрольной групп.
Наиболее выраженными проблемными зонами у подростков основной группы являлись следующие личностные характеристики:
- гипомания (66% испытуемых), проявляющаяся приподнятом настроении, чрезмерной активности, бурной деятельности, энергии без четкой направленности;
- психастения (57% испытуемых), проявляющаяся в излишне тревожных, нерешительных и боязливых в принятии решений;
- психопатия (40% испытуемых) – проявляющаяся в виде тенденции к повышенной агрессивности, конфликтности, частой перемене настроения, интересов и привязанностей, обидчивость;
- депрессия (40% испытуемых) – проявляющаяся в виде замкнутости, ограниченности контактов, раздражительности и напряженности в общении, нерешительности и пассивности.
По полученным данным исследования, все типы акцентуаций присутствовали у испытуемых обеих групп.
У подростков с трудностями в социальной адаптации (основная группа) процент акцентуаций выше по всем типам по сравнению с контрольной группой.
Результаты проведённого исследования говорят о том, что на сегодняшний день достаточно много подростков (44%) испытывают трудности в социальной адаптации.
Такие подростки обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны и склонны совершать делинквентные поступки.
Подростки с трудностями в социальной адаптации склонны к большей педантичности, возбудимости, дистимности, экзальтированности и тревожности.
______________________________________
Эти статьи могут быть вам интересны:
Плюсы и минусы смартконтроля за детьми
Одаренные дети: творческий потенциал, возможные трудности развития и ошибки родителей
Отношения сиблингов: как на нас влияют братья и сёстры?
Чего ожидать от трансформаций современного брака?
Что стоит знать про нейробиологию каждому человеку?
_______________________________________
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.
Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.