Найти в Дзене
TIME PSYCHOLOGY

Особенности подростков, которые испытывают трудности в социальной адаптации

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Социальная адаптация подростков является одной из актуальных проблем, стоящих перед психологической наукой и практикой.

Это связано как с возрастающими требованиями общества к уровню образования и компетентности подрастающего поколения, так и с психологическими особенностями подросткового возраста, основанными на массе противоречий и трудностей.

В подростковом возрасте девочки и мальчики:

  • начинают испытывать первые серьёзные чувства;
  • переживают душевные кризисы;
  • преодолевают сложные жизненные ситуации.
  • а также, вовлекаются в конфликты со сверстниками, учителями и родителями, что ещё больше осложняет социальную адаптацию.

Внешне #трудности в адаптации подростков могут проявляться, как:

  • неуверенность в принятии решений;
  • неспособность сосредоточиться;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • агрессивность;
  • конфликтность.

Все это негативно отражается на учебной успеваемости и затрудняет межличностные отношения.

За этими внешними поведенческими реакциями скрываются внутриличностные проблемы.

« #Адаптация » происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание. Под адаптацией понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды.

Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации при изменяющихся условиях жизни.

#Социальная адаптация понимается в психологии двояко.

1. Как постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды.

2. Социальная адаптация – это результат такого процесса.

В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова:

«Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

  • адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
  • адекватная система отношений и общения с окружающими;
  • способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
  • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других».

Социальная адаптация это процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Социальная адаптация ребенка имеет большое значение.

Подростковый возраст один из самых сложных детских периодов. Именно в этот период происходят серьезные изменения в условиях жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики и появлению новых форм взаимодействия с окружающими людьми.

Ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками и занимает среди них новое место, выполняя новые функции.

Подростки начинают включаться в различные виды деятельности, что расширяет их сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности.

Трудности в социальной адаптации в подростковом возрасте обуславливаются следующими группами факторов:

  • биологические факторы (генетические, физиологические, психо-физиологические),
  • психологические факторы (психопатологии, акцентуации характера),
  • социально - педагогические (семейное, общественное, школьное воспитание),
  • особенности личности подростка (самооценка, затянувшийся ин-фантилизм, агрессивность, раздражительность, апатичность, тревожность).

#Трудности социальной адаптации проявляются:

  • в межличностных конфликтах,
  • игнорировании требований взрослых,
  • агрессивном поведении,
  • безответственном отношении к учебе,
  • хулиганстве,
  • уходах из дома,
  • мелких кражах.

Можно выделить следующие #типы подростков с трудностями в социальной адаптации (трудных подростков):

  • педагогически запущенные,
  • эмоционально неустойчивые,
  • акцентуированные,
  • ситуативно трудновоспитуемые,
  • собственно трудновоспитуемые.

В недавнем исследовании выявляли личностные особенности подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации.

В исследовании приняли участие 107 старших подростков – учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ.

На первом этапе исследования была выделена группа из 47 подростков (25 девочек и 22 мальчика) с низким уровнем социальной адаптации.

Подростки этой группы обладали низкой нервно-психической устойчивостью, были конфликтны, могли допускать делинквентные поступки.

Также, классными руководителями была произведена оценка четырёх показателей проявления дезадаптации с помощью метода экспертных оценок:

  • проблемы с дисциплиной, а именно невыполнение требований взрослых, пропуски уроков, хулиганство;
  • безответственное отношение к учёбе и неуспеваемость;
  • межличностные конфликты с одноклассниками и педагогами;
  • эмоциональная неустойчивость,
  • агрессивность.

В результате, у 40% испытуемых были отмечены дезадаптивные признаки по 3 – 4 показателям.

Из подростков с хорошими адаптивными способностями, случайным образом было отобрано 47 подростков контрольной группы (25 девочек и 22 мальчика). Подростки данной группы легко адаптировались к новым условиям деятельности, быстро «входили» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентировались в ситуации, быстро вырабатывали стратегию своего поведения и социализации.

На втором этапе исследования изучались личностные особенности старших подростков основной и контрольной групп.

Наиболее выраженными проблемными зонами у подростков основной группы являлись следующие личностные характеристики:

  • гипомания (66% испытуемых), проявляющаяся приподнятом настроении, чрезмерной активности, бурной деятельности, энергии без четкой направленности;
  • психастения (57% испытуемых), проявляющаяся в излишне тревожных, нерешительных и боязливых в принятии решений;
  • психопатия (40% испытуемых) – проявляющаяся в виде тенденции к повышенной агрессивности, конфликтности, частой перемене настроения, интересов и привязанностей, обидчивость;
  • депрессия (40% испытуемых) – проявляющаяся в виде замкнутости, ограниченности контактов, раздражительности и напряженности в общении, нерешительности и пассивности.

По полученным данным исследования, все типы акцентуаций присутствовали у испытуемых обеих групп.

У подростков с трудностями в социальной адаптации (основная группа) процент акцентуаций выше по всем типам по сравнению с контрольной группой.

Результаты проведённого исследования говорят о том, что на сегодняшний день достаточно много подростков (44%) испытывают трудности в социальной адаптации.

Такие подростки обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны и склонны совершать делинквентные поступки.

Подростки с трудностями в социальной адаптации склонны к большей педантичности, возбудимости, дистимности, экзальтированности и тревожности.

______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Плюсы и минусы смартконтроля за детьми

Одаренные дети: творческий потенциал, возможные трудности развития и ошибки родителей

Отношения сиблингов: как на нас влияют братья и сёстры?

Чего ожидать от трансформаций современного брака?

Что стоит знать про нейробиологию каждому человеку?

_______________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.