Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Самый первый мотоцикл завода ЗиД был копией немецкого DKW — мотоцикл К-125

На прошлой неделе я побывал в одном невероятном музее. Невероятный он потому, что ты просто не ожидаешь увидеть коллекцию такого качества в маленьком провинциальном городке.

Официально он называется «Музей ковровского мотоцикла и спорта» и находится в городе Ковров Владимирской области примерно в 300 километрах от Москвы.

Почему именно тут? Всё просто: в Коврове находится завод имени В.А. Дегтярёва, который в советское время производил мотоциклы «Ковровец» и «Восход».

Коллекция мотоциклов находится в одном из коридоров местного Ледового дворца. Музей открылся совсем недавно, и о его существовании мало кто знает: за полтора часа, что я тут провел, я был единственным гостем.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Постепенно я расскажу вам про все экспонаты музея. Сегодня начнём с самого первого дорожного мотоцикла завода им. В.А. Дегтярева.

Итак, это К-125 — легкий дорожный одноместный мотоцикл, выпускавшийся с 1946 по февраль 1950 года.

Как и многие послевоенные советские мотоциклы, К-125 корнями уходит к иностранным моделям. В данном конкретном случае благодарить стоит немецкий завод DKW.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

После войны город Цшопау, где располагался завод DKW, попал в зону советской оккупации. Предприятие подлежало демонтажу, так как в военное время поставляло вооружение вермахту.

СССР вывез оборудование, оснастку и техническую документацию в Москву, Ижевск и Серпухов, наладив в этих городах производство мототехники.

7 марта 1946 года директор завода имени Дегтярёва (в дальнейшем буду называть ЗиД) В. И. Фомин подписал приказ об организации мотоциклетного производства в Коврове.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Завод сконцентрировался на выпуске малокубатурной мототехники, поэтому за основу взяли чертежи немецкого мотоцикла DKW RT 125.

Для создания К-125 пришлось организовать на заводе специальное КБ, которое помогало готовить первый ковровский мотоцикл к серийному производству.

Выпуск копий немецкого DKW RT 125 стартовал практически одновременно в Коврове и Москве под марками К-125 и М-1А «Москва».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Мотоциклы, выпущенные на разных заводах, были практически идентичны.

Они отличались в основном электрооборудованием: у М1А ключ зажигания и контрольная лампа размещались в фаре, а на К-125 катушка зажигания, реле-регулятор, замок зажигания и другие приборы находились в одном блоке под сиденьем.

Мотоцикл К-125 оснастили одноцилиндровым двухтактным мотором рабочим объемом 123,7 кубических сантиметра.

Интересно, что двигатель имел довольно необычную конструкцию с двухканальной возвратной продувкой Шнюрле, на которую у DKW был получен патент.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Свою наибольшую мощность в 4,25 л.с. он развивал при 4800 об/мин, а максимальный крутящий момент 8 Нм — при 3400 об/мин.

Двигатель работал на смеси масла и бензина (1:25) и весил всего 17,5 килограммов. Такого небольшого веса удалось достичь благодаря отлитым из алюминиевого сплава картеру и головки цилиндра.

Коробка передач была трехступенчатой с ножным переключением. Интересной особенностью было наличие стрелки справа, указывающей на номер включенной передачи.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Совершенно потрясающе выглядит передняя вилка. Она не телескопическая, а параллелограммного типа с пружиной, без амортизаторов.

Заднее колесо и вовсе было неподрессорено. Сама рама была трубчатого типа, причем трубы были спаяны латунью, а в некоторых местах усиливались газосваркой.

Сиденье типа «лягушка» имело две пружины, а за ним располагался багажник для сумки.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Крылья, бак и инструментальный ящик окрашивался 6—7 слоями нитроэмали. Причем после нанесения каждого слоя детали полировались.

Далее вручную наносились цировки белого цвета, а на бак — логотип в виде звезды с хвостом кометы, буквы «К» и цифры «125».

На выставленном в музее экземпляре нет ни цировок, ни логотипа на баке. Вероятно, это последствия реставрации.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Как вы понимаете, первый блин довольно часто бывает комом. Испытания К-125 обнажили множество слабых мест его конструкции.

Так, из-за жесткой передней вилки часто лопалась рама в районе её крепления, по той же причине гнулись ободья передних колес (а также задних из-за отсутствия подвески), разбалтывался руль из-за его «велосипедного» крепления.

Конструкторы старались оперативно исправлять недостатки, что в конечном счете привело к появлению в 1952 году модернизированной модели К-125М, о которой я подробнее расскажу вам в следующей статье.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Несмотря на свои недостатки, К-125 пользовался сумасшедшим спросом среди советских граждан.

Всего за период с 1946 по февраль 1950 года завод выпустил 141 327 мотоциклов К-125.

Уверен, что ни у кого из вас не возникнет сомнения в важности этой модели для советской мотопромышленности. Ведь начинать что-то новое всегда очень сложно!

Если вы решите самостоятельно посетить этот музей, то вот вам карта с его расположением: