Найти в Дзене
А мы и не знали

Откуда выросли ноги европейской жестокости

Оглавление

Карл Великий показывает пример

Карл Великий, основатель династии Каролингов, в VIII веке первым едва ли не в мире ввёл в военную практику стратегию тотального уничтожения противника.

Карл развязал войну против Саксонии, самостоятельного герцогства со столицей в Дрездене, и Фризии, королевства на территории нынешних Нидерландов. Ему желал землю взять себе, а народы обратить в «правильную веру». Фризию Карл завоевал. Но победить Саксонию ему никак не удавалось.

В 772 году, разрушив в Саксонии крепость и свалив языческую святыню – культовый столп, этот ярый поборник христианства отправился на юг, чтобы в Испании помочь мусульманам (!) в их войне против басков. Но баски армию Карла разгромили, и он, бросив юг, опять помчался на север, поскольку саксонцы во главе со своим королём Видукиндом восстали и уничтожили часть франкского войска. Вновь захватив власть, он приказал собрать всех, кто сражался на стороне Видукинда, а когда к нему под Верден пригнали 4500 человек саксонских патриотов, их по его приказу всех обезглавили за один день. Для той небольшой территории и тех времён это было нечто чудовищное!

Летописцы, воспевая доблесть Карла Великого, молчат об этом, будто стыдясь связать королевскую персону с таким шокирующим событием. В Европе до сих пор, чтобы не запятнать почти святой образ Карла, эту жуткую резню преподносят как миф.

Но что было, то было – а хуже всего, что те события показали пример другим владетельным лицам. Очень скоро подобным образом стали вести себя многие! Например, викинги на франкской территории не только убивали пленников, но и безжалостно вырезали целые общины. Во время осады Парижа в 886 году группа франков сдалась им, наивно полагая, что со временем смогут выкупить свою свободу, но их просто всех убили. Несколькими годами позднее, несмотря обещание сохранить всем жизнь, викинги перебили целый гарнизон Сен-Лo. Впрочем, побеждённым викингам тоже никто особой милости не оказывал.

Беспощадные островитяне

Вскоре прекрасными учителями жестокости показали себя англичане. Зверства, которые они творили в Шотландии, поражали современников. В начале XI века граф Ухтред, обезглавив шотландских пленников, приказал вымыть и причесать отрубленные головы, а потом насадить их на колья. Каждая из женщин, выполнявших эту работу, получила в награду по корове. И это было гуманно! – потому что по всей Европе, спо общему негласному правилу, в войнах убивали всех мужчин, способных держать оружие, а женщин и детей обращали в рабство. Но, бывало, казнили и женщин, из тех, кто пытался помешать угону пленников или слишком настойчиво умолял пощадить кого-нибудь.

Шотландцы отвечали не менее жестоко. Чем дальше заходили они на английскую территорию, тем меньше интересовались укреплёнными зáмками. Они их обходились стороной, и уничтожали незащищённые объекты, грабили и убивали население. Так боевой поход превращался в разбойничий набег.

Крымские татары – пусть и много позже – нападая на русские земли, действовали гуманнее. Они уводили людей в рабство. По подсчётам западных исследователей, суммарно из русских земель было угнано от трёх до пяти миллионов человек. Их продавали потом на невольничьих рынках Крыма туркам либо итальянцам. Крымчаки действовали крайне жестоко! Но хотя бы продавали в рабство, а не убивали. Напротив: шотландцы, ирландцы, англичане и валлийцы взаимно нападали друг на друга ради разорения и выжигания, а также уничтожения людей в ужасающих масштабах.

В 1069 году на юго-западе Лейнстера, когда ирландское войско праздновало победу вместе со своими нормандскими союзниками, к ногам короля положили около двухсот отрубленных вражеских голов. Он рассматривал каждую из них, и если узнавал, то в порыве радости подскакивал в воздух и хлопал руками над головой, а потом громко благодарил Господа, празднуя свой триумф. Он поднял голову человека, которого особенно презирал, и, схватив за уши и волосы, принялся грызть нос и щеки…

В XII веке Давид I Святой, набожный король Шотландии, вторгся на территорию Англии. Английский король вынудил шотландцев уйти, а сам стал разорять и опустошать их земли. Потом он вернулся в Англию, а Давид снова напал. Вторжение это произошло за два года до того, как летописец Джон Вустерский завершил свою хронику – так что имеется подробное описание. Хронист пишет, что шотландцы «жгли поля и опустошали местность», и что во время «страшного нашествия», длившегося свыше шести месяцев, «многих схватили, ограбили, пленили и пытали; духовных лиц предавали смерти ради богатств их обителей, и едва ли можно подсчитать число сражённых с той или иной стороны» . О том же сообщали и другие хронисты.

А ведь стараниями того же короля Давида шотландские деревни превращались в настоящие города, с гильдиями ремесленников и торговцев. Развивалась международная торговля. Можно было накапливать богатства мирным путём, без грабежей – но в ответ на английские набеги тот же король организовывал набеги на Англию. Шло взаимное обучение ненависти и жестокости…

Аналогичная проблема была у англичан с валлийцами, которые, вместо того чтобы брать кого-то в плен, отрубали головы, даже не пытаясь требовать выкуп. Невзлюбили отчего-то валлийцы англичан. Хотя можно понять… В 1245 году Матвей Парижский писал, как английский отряд вернулся в лагерь с сотней голов, отрубленных у поверженных в схватке валлийцев, и о том, что в ответ валлийцы рубили головы всем англичанам, кого им удавалось схватить.

Англичане – тоже работящая нация. Они создавали города, двигали производство, искусство и культуру. Но их короли устраивали резню и у себя на островах, и на континенте. Ирландцы и прочие народы островов стали крайне жестокими именно после посещения их стран англичанами…

Король уничтожает свой народ

В 1215 году в Англии разразилась «гражданская» война, жестокости которой превзошли всё. Её зачинателем стал король Иоанн Безземельный. Он потерял свои владения во Франции. Воевал с папой римским. А деньги на войну королевские служащие выколачивали у английских баронов, рыцарей и простолюдинов немыслимо жестокими мерами: грабили всех и каждого, отнимали под пытками, не щадя ни женщин, ни детей, ни священников. Вешали на дыбу, поджаривали на углях. Если так солдатня поступала с подданными английского короля, то страшно представить, что они делали с «чужими».

В конце концов, бароны, рыцари, горожане и верхушка свободных крестьян, составив армию, взяли Лондон, и король согласился подписать хартию, получившую позднее название «Великой хартии вольностей». (Правда, вольности получили бароны, а отнюдь не народы.)

Подобные жестокости творились по всему германо-романскому миру. Досконально изучивший ту эпоху историк Шон Макглинн уверенно пишет: «На протяжении всего Средневековья едва ли нашёлся хоть один военачальник, который не совершил бы того, что в наши дни считается военным преступлением».

Впрочем, это всё – история, известная из летописей. Но много ужасного творилось и до летописной эпохи! Не случайно же мы находим в западных европейцах особый тип мировоззрения, предусматривающий поиск виноватых, достойных наказания, вплоть до уничтожения – пусть даже вины и нет. Соответствующее поведение прослеживается на протяжении всей истории. Посмотрим, например, на судьбу кельтов. Они заселяли всю Европу! Сохранилось много кельтских топонимов, например, Дунай, Рейн, Альпы, Британия . Многие современные народы называются по главным племенам кельтов: бойи (Богемия, Boioheim, страна бойев); гельветы (Гельвеция = Швейцария); белги (Бельгия); секваны, эдуи . Кельты обитали в Бельгии и Швейцарии, на юге Германии и в Австрии, в Северной Италии, на севере и западе Испании, Британских островах, в Чехии, Венгрии и Болгарии. Римляне называли их галлами и путали с германцами.

Да, топонимы от тех народов есть, а самих народов нет. В Европе осталось всего несколько недорезанных германцами кельтских народностей: три в Великобритании и Ирландии (в частности, сами ирландцы), и баски в Испании. Остальные ассимилированы германскими племенами или полностью уничтожены ими.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.

Несчастная судьба тасманийцев

Загадка ведьминых костров

«Конец света»: хроника последнего тысячелетия

Светоч Дебилизма страдает односторонней проводимостью