Мы очень многого не знаем про советские школы. Попробуем расширить свой кругозор, отказавшись от части стереотипов?
Необычные факты про советские школы:
1. У некоторых школ были открытые физкультурные площадки на крыше.
2. У многих школ 1930-х гг. была предусмотрена обсерватория на крыше.
Причём, многие из них были разных проектов.
3. В конструктивистских школах впервые в СССР был введён принцип зонирования. Соотношение классов и других пространств было 35 к 65 не в пользу классов.
4. Школы были огромными, их вместительность достигала 2500 человек. Потому в зданиях некоторых школ легко можно было заблудиться. На эту тему жаловалась в письме редакции учительница Л. М. Малиновская: размеры школы такие, что «сложно создать и выдерживать ритм для всей школы». Директор школы № 1 Фрунзенского района Москвы писала: «Я помню, как один ребёнок шёл по холлу третьего этажа и горько плакал. Он потерялся и не знал, как найти нужный этаж и нужный класс. Конечно мы не можем обвинить ребёнка в невнимательности. Этажи, коридоры и классы слишком похожи друг на друга».
5. В некоторых школах был кинозал.
Например, в проекте архитектора Павла Федотовича Алёшина, реализованном в Киеве на Полевом переулке, 10 в 1933 г. построили кинозал на 200 человек. Не актовый зал, а именно кино!
6. Из-за всех указанных недостатков в 1930-е гг. разработали первые П-образные школы в стиле конструктивизм, ставшие образцом для многих городов СССР. Вот, например, типовой проект 68. Ничего лишнего, заблудиться невозможно. Причина - в совместном постановлении от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и работе начальных и средних школ» СНК и ЦК ВКП(б) дали указание Наркомпросу «ликвидировать» «извращённый лабораторно-бригадный метод» и вернуться к традиционному процессу обучения с уроками и классами.
7. Никаких уникальных школ, которые показывали в некоторых советских фильмах, не существовало в действительности. Так, школа Сыроежкина (якобы №23 в Москве) собиралась по кусочкам. ОБщие кадры - из школы №36 микрорайона Лаздинай (Вильнюс) - на фото.
Сцену в спортзале снимали в спортзале одесской школы №55.
А внутренний антураж и даже выпавшие из окна со штангой - в павильонах Одесской киностудии.
8. 15 мая 1934 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О начальной и средней школе», где была установлена номенклатура школ трёх типов:
1. двухкомплектная на 880 учащихся с 22 классными комнатами (67 и 68 проекты);
2. однокомплектная на 400 учащихся с 10 классными комнатами (71 проект);
3. неполная на 280 учащихся с 7 классными комнатами.
9. Согласно требованиям, солнце должно было светить в окна слева, чтобы, когда пишешь правой рукой, тень от неё не падала на тетрадь. Хорошим считалось расположение классов окнами на юг, допустимым — на восток, возможным в исключительных ситуациях — на запад (занятия шли в основном в 1-й половине дня), ориентация классов на север не допускалась вообще. Предполагают, что левшей переучивали в правшей отчасти именно поэтому.
10. В 1935 г. приняли постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О ликвидации сменности в школах». В 1930-е гг. пытались избавиться от смен, но так и не вышло.
11. в ряде проектов отсутствовали реально необходимые для жизни школы инфраструктурные элементы: спортзалы (например, проект ША, их часто заменяли открытыми спортплощадками), столовые (их заменили небольшими буфетами): здания школ в то время должны были быть небольшими и вписываться в существующую застройку. Для того все дополнительные пространства, которые были в школах времён конструктивизма, «выкинули» из проектов. Сейчас если в здании таких типов находится школа, для таких элементов сооружена пристройка или надстройка. Но, зато создали выделенные комнаты под физическую и химическую лаборатории, учительскую, библиотеку, канцелярию и кабинет врача.
12. Строили даже школы с квартирами директора при них - как №112 Выборгского района Ленинграда. То был возврат к дореволюционному подходу - тогда многие директора жили при своих учреждениях. Иногда рядом со школой строили небольшие дома с квартирами для персонала.
13. отказ от конструктивизма и переход к сталинской архитектуре школ привнёс в их проекты символьные элементы.
Причём, не только людей, но и предметов. Их часто воспринимают за масонские, забывая, что образование было главной целью масонов.
Подведём итоги: многие наши стереотипы советских школ не выдерживают переоценки, мы многого не знаем о советских школах или старательно забыли об этом (либо нам помогли это сделать).
Бонус для дочитавших: проекты перспективных школ - вот в такой хочется учиться. Хотя, сейчас большинству не хочется учиться ни в какой.
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин