Обычно думают, что двойственность - это чёрное и белое, плюс и минус. Двойственность, о которой идёт речь идёт в буддизме, это совсем другое.
Махамудра утверждает, что всё есть ум.
Но в опыте обычного человека, который не знает, что всё есть ум, ум разделён на воспринимающий субъект и воспринимаемый объект. Это условное разделение, которое существует, благодаря неведению.
Есть два типа неведения - врождённое неведение и приобретённое неведение. Врождённое неведение не даёт нам видеть то, что есть. А приобретённое неведение заставляет нас видеть то, чего нет.
Когда сознание приходит сюда, у него блокируется способность знать, что оно - сознание. Оно продолжает сознавать, продолжает функционировать, как сознание, но оно не знает, что оно - сознание. Оно функционирует, как сознание, транслирует абсолютно всю картину, все восприятие, всё вИдение, но оно не знает себя, как сознание. Поскольку оно не знает себя, как сознание, оно отождествляет себя с телом и с личностью, которая воспринимается неотрывно от тела. А личность - это набор всяких качеств, типа ,, я мужчина", ,, я инженер", ,, я путешественник'", ,, я мать", ,, я веду здоровый образ жизни", ,, я ненавижу Путина". Сознание отождествляет себя с набором качеств и поэтому оно считает реальным это тело, эту личность, а весь остальной мир ощущается чем-то другим. Поэтому такое восприятие является двойственным, здесь есть, как бы, субъект и объект. Сознание все время смотрит на что-то другое для того, чтобы функционировать. То есть сознание всегда является сознанием чего-то другого. Сознанием чашки, когда ты пьёшь, сознанием своей мысли, когда ты думаешь, сознанием погоды, когда ты сидишь и у тебя отвращение от плохой погоды. Сознанием удовольствия.
То есть это всегда какое - то двойственное сознание, а само сознание сознанием не воспринимается.
Но всё это деятельность самого сознания и всё это происходит внутри самого сознания - мы сами, возникающие феномены и наши взаимодейстсвия с ними.
Махамудра говорит, что ,,ум это Дхармакайя".
Когда ты узнаешь, что твой ум - это Дхармакайя, такое состояние называется Ригпа.
Есть такой пример. Как действует ум обычного человека? Это как если мы хотим в тёмной комнате осветить какой-нибудь предмет, то подносим свечу к чашке, к полке и она освещает эти вещи. Есть свеча и есть другое - это двойственность.
В то же самое время, если свече нужно осветить саму себя, узнать саму себя, ей не нужен другой источник света, она сама собой освещает саму себя. Это - не двойственность. Тут воспринимающий и воспринимаемое - одно и то же.
Первое начало недвойственности это распознать, что ум есть Дхармакайя.
В Махамудре есть три этапа. Первый то, что ум есть Дхармакайя.
Второй то, что мысли - это проявления Дхармакайи.
Обычный человек не воспринимает мысли, как проявления Дхармакайи, потому что он не знает самой Дхармакайи.
Часто сравнивают с океаном и волнами. Волны бурлят и каждая имеет свою индивидуальность - одна выше, другая ниже, мощнее и т. д. Но при этом они не отдельны от океана, они поднимаются в силу океана, благодаря тому, что являются частью океана. Для того, чтобы воспринимать таким образом, надо знать сам океан. Получается недвойственность океана и волн, мыслей и сознания, это одно и то же.
И третье начало то, что все воспринимаемые феномены - это свет Дхармакайи, ясность.
Абсолютно все, что проявляется, это проявление ясности сознания.
Это сравнивают с солнцем и его светом, его лучами. Нельзя отделить солнце и его лучи. Они не двойственны, это одно и то же. Просто они функционируют как бы немножко по разному, но они не двойственны.
Обычный человек не понимает, что, вообще, такое - жизнь, что обеспечивает его восприятие себя, мира. Он думает, что жизнь - это функционирование органов. Что видит он от того, что глаза у него открыты. Слышит от того, что есть уши. Уши, конечно, необходимы для того, чтобы слышать в данном измерении, но тот, который слышит ушами, он не уши. И тот, который видит глазами, он не глаза. Который нюхает носом, это не нос. Это ТО. Мы на самом деле не личность, нераздельная от тела, мы есть ТО.
Все остальные восприятия, в том числе и феномены, которые кажутся отдельными и далёкими, являются ни чем иным, как проекцией этого ТОГО. Прошедшие через наше кармическое вИдение. Это есть недвойственность.