Говорят, что главным годом в истории джаза можно считать 59-й, когда появились навсегда изменившие мир Kind Of Blue и The Shape Of Jazz To Come - тем, кому этого было мало свои лучшие пластинки записал-выпустил Мингус, а Брубек устроил свой лучший Time Out. Неудивительно, что выбирая между десятком шедевров американский слушатель и не обратил внимание на Chega De Saudade, выпущенную в бразилии на Odeon пластинку Жуана Жильберту, которую нынче принято (пусть может и чуть некорректно) называть первой записью босса-новы.
Новый музыкальный жанр добирался до Америки пару лет. Помог в том числе фильм 'Черный Орфей', получивший Оскар в номинации лучший иностранный фильм, лицензии бразильских записей и конечно альбом Стэна Гетца - Чарли Берда, по иронии носивший название Jazz Samba, на котором в инструментальной интерпретации была представлена одна из наиболее известных мелодий нового стиля - Desafinado.
Помешательство на латинских ритмах в США было такого масштаба, что на каждом углу учили танцевать под новую музыку, придумывали новому жанру подходящее название и конечно пытались заработать денег, выпуская огромное количество имеющих крайне сомнительное отношение к уже устоявшейся стилистике пластинок со словами Bossa Nova в названии.
В истории же, как обычно и бывает, остались запечатлены лишь немногие из - сегодня большинство коллекционеров пластинок может похвастаться прежде всего записями того же Чарли Берда, главной певицы жанра на английском языке Аструд Жильберту, возможно размышлениями на тему флейтиста Херби Манна, труднодоступной в оригинальном виде Soul Samba Айка Квебека и, пожалуй не слишком удачной, Desafinado Коулмена Хокинса.
Мне же хотелось бы вспомнить как совершенно аутентичные и уместные упоминания названия жанра, так и откровенные промахи - попытки заработать на тренде доллар другой оказываются порой крайне показательными, а порой даже забавными.
Самый рок-н-ролльный
Например, с обложки устроенной на ABC-Paramount пластинки на нас смотрит белый вполне себе рок-н-ролльный квартет с очевидно взятым напрокат конго.
Как и следует из названия в босса-нову ребята превращают актуальные для 62-63 годов хиты, разве что исполнить Sherry на уровне Four Seasons им прямо скажем не удается, получше дело обстоит с задорной Ya Ya.
Проверить казалось бы забавную игру слов 'teen-age boss of the bossa-nova' можно на открывающей вторую сторону альбома Dancin' To The Bossa Nova, также выпущенном и в формате сингла.
Самый легковесный
Известный по своим лаундж-записям, а прежде околоджазовый пианист Эдди Хейвуд высказался на тему в том же 63-м году на лейбле Liberty. На помощь ему вызвали искусного аранжировщика Рэя Эллиса, особенно чутко расправляющегося со струнным сопровождением.
Не мудрствуя лукаво артисты обратились к давно отработанному репертуару - среди коулпортеровских интерпретаций найдется как Night And Day, так и Begin The Beguine, визитная карточка Хейвуда еще с середины сороковых. Можно подумать, что Эдди все же постарался и специально для пластинки написал свежую композицию с не слишком очевидным названием 'Босса-нова канадского заката', однако и этой мелодии на тот момент исполнилось лет семь.
К счастью, что Эллис, что Хейвуд оба музыканты высочайшего класса - несмотря на то, что пластинка не имеет ровным счетом никакого отношения к босса-нове из казалось бы подобной халтуры вышел неплохой альбом легкой музыки.
Самый громогласный
Для известного своей мощью и напором оркестра Стэна Кентона характерная нежность и утонченность бразильского музыкального стиля кажется уверенным противопоказанием, тем не менее маэстро не постеснялся дополнить и без того размашистую дискографию пластинкой со словами 'bossa nova' в названии.
Кентон обходится без ассоциируемых с жанром тем, в духе вышеупомянутых коллег добавляя к знакомым мелодиям некоторые из характерных приемов жанра, как скажем редкие фортепианные нотки в среднем регистре и выдвинутую на первый план перкуссию.
Одной из немногих написанных специально для свежей пластинки тем оказывается созданная в полном соответствии с этими правилами Kentonova - ближе к концу четырех минут композиции оркестр все же вспомнит чье имя носит и задаст фирменного жару. Впрочем, почувствовать зной палящего бразильского солнца тут не получится, слышится скорее привычный андалусский драматизм.
Самый гитарный
В том году размах сумасшествия был таков, что босса-нова добралась и до Нэшвилла, штат Теннесси. Стоит ли напоминать о музыкальности сего штата - а вот о гитаристе Гарольде Брэдли, для которого альбом с кантри-боссановой стал чуть ли не дебютным сольником в карьере пару слов сказать стоит.
Как полагается высококлассному профессионалу Гарольд поиграл со всеми с кем возможно от Джерри Ли Льюиса и Хэнка Уильямса до Слима Уитмана и Пэта Буна, а вот столкновений с джазом у него было минимально - разве что отметился он на альбоме тромбониста Кая Виндинга, где последний попытался хоть сколько-нибудь увязать два будто бы несовместимых жанра.
Не случилось джаза (читай босса-новы) и на пластинке Брэдли - впрочем, благодаря яркому оформлению и привычно качественному исполнению альбом заслужил-таки переиздание на CD.
Самый хитроумный
Повторить успех альбома Jazz Samba пытались и ребята с Everest Records. Старались настолько, что совершенно случайно отправили в печать обложку с характерным прямоугольником с абстракцией. Кое-кто воскликнул, что где-то это уже видел, но все бы ничего, да нашлись те, кто где-то это все уже слышали - что, как выясняется неудивительно, ведь за несколько лет до этого на лейбле вышла пластинка с куда более ярким оформлением и перекликающимся названием Moody Woody.
Открывавшая пластинку забавная Bamba Samba оказалась как нельзя кстати - как можно легко догадаться Вуди Герман образца 58-го не претендовал на пионерство в области босса-новы, более того на второй стороне пластинки расположилась четырехчастная Summer Sequence, целиком в духе его работ на стыке академической и джазовой музыки.
Музыка же и идея оказались столь удачными, что в 66-м пластинку еще раз переиздали, теперь уже на лейбле Pickwick, с все тем же упоминанием босса-новы в названии.
Следующий выпуск будет носить несколько иное название - '5 пластинок босса-новы, которых у вас нет (а вам они ой как нужны).