Найти тему
История и искусство / Artifex

Destino / Совместное творение Дали и Диснея

Говорят, что любое начатое дело должно быть завершено. Но вот интересно, как бы отреагировал художник, если бы картину дорисовали за него? Или мультипликатор, если бы его работу довели до конца потомки? К сожалению, мы никогда не узнаем, топали бы от ярости ногами или же, наоборот, остались довольны, к примеру, Сальвадор Дали и Уолт Дисней, увидев своё общее незавершенное произведение оконченным.

Поток сознания, оригинальная анимация, причудливые ситуации и удивительное сочетание красок со звуками. Неторопливо идут кадры, напоминающие картины, и звучит душевная мелодия в стиле 50-х. Мультфильм Destino, название которого с итальянского переводится как «судьба», получил Гран-при Мельбурнского кинофестиваля и был номинирован на премию «Оскар».  

Этот мультик очень стар – история его рождения началась в далёком 1945-м году. Мультипликатор Уолт Дисней был настолько впечатлен работами Сальвадора Дали, что предложил ему сделать вместе короткометражку. По странной случайности художник считал мультипликатора своим коллегой-сюрреалистом, поэтому с радостью согласился. За восемь месяцев работы появилась куча черновиков, набросков и даже 18-секундный ролик. Но вскоре работа над Destino прекратилась. Официальная версия – финансовые трудности, неофициальная – разногласия гениев из-за увлечения Сальвадора теориями Фрейда о «предопределенности судьбы».

Более 50-ти лет мультфильм «лежал в пыли», пока племянник Уолта – Рей Дисней не решил показать миру совместное творение двух гениев. Он собрал команду художников из 25-ти человек, получил разрешение у родственников Дали и раздобыл дневники Галы, жены легендарного сюрреалиста. Кроме всего прочего, Рей Дисней подключил к работе родителя «Микки-Мауса» – Джона Хенча, которому на тот момент исполнилось 95 лет! Бейкер Блодуорт стал продюсером, а Доминик Монфэри – режиссёром картины. Впервые «Судьба» была показана на французском кинофестивале в Анси в 2003-м году.

В основу этого мультфильма была положена баллада Армандо Домингеса. Destino буквально пронизан атмосферой творческого видения Дали, создается ощущение, что «декорации» выполнены не с помощью графики, а представляют из себя серию картин художника. О чём эта шестиминутная короткометражка? Сложно сказать. Мир превращений и движений, необъяснимые эмоции, странный, сюрреалистический смысл. Глядя на эту работу, понимаешь, что смотреть и видеть – это две разные вещи.

Мультфильм для многих может показаться бессюжетным и непонятным. Каждый зритель волен интерпретировать этот визуальный ряд по-своему. Кто-то увидит пустыню с двумя строениями, колоколом и скульптурой, которые тянутся друг к другу, вырываются из оков и... никак не могут соединиться. А кто-то будет сопереживать девушке, которая поместила своё сердце в изваяние, убежала от пугающего времени, а затем поняла всю иллюзорность жизни. В этих двух версиях финал одинаково трагичен: колокол виден сквозь расщелину в пирамиде, а девушка так и не смогла встретиться со своим избранником. В финале же мы видим двух черепах – как символ долгих страданий любви.

-2

Именно эти кадры с черепахами и стали результатом совместной работы двух художников! Они явно выделяется на фоне основного «действия» яркостью красок и своим особым настроением. Наверное, потомки специально сделали акцент на этом фрагменте, чтобы мир мог узнать почерк легендарных гениев.

Многие критики и зрители говорят, что Destino – это наркоманский психоделический бред. Что не стоило осквернять чужие наброски и претендовать на славу гениев. Но есть и другая точка зрения: можно попробовать открыть вместе с глазами своё сознание и хотя бы попытаться у в и д е т ь то, что хотели сказать авторы мультфильма. © Artifex.ru