Известный киновед, знаток итальянского киноискусства Георгий Богемский (1920-1995), автор солидных монографий и статей в журнале «Искусство кино», в 1974 году почему-то решил опубликовать свою очередную статью в журнале «Крокодил».
Статья была посвящена итальянскому развлекательному кино 1970-х годов. Приведу ее полностью:
Георгий БОГЕМСКИЙ
МОНСТРЫ В ПОДЛЕСКЕ
"Пока маститые кинокритики спорят, что хотел сказать своим последним фильмом Висконти и чего не сумел сказать Феллини, обратимся к совсем другому итальянскому кино, знакомому нашему зрителю гораздо меньше. Это — кино второго сорта, уцененное. Сами итальянцы называют его в отличие от «настоящего», от «большого» специально придуманным словом «сотточинема», то есть «подкино» (как бывает лес и подлесок). В то время как под облаками шумят пышными кронами десять — двадцать фильмов-великанов, которые по заслугам получают премии на кинофестивалях, подавляющее большинство итальянских лент — добрых 90 процентов — скромно произрастает в тени, А именно через заросли этих фильмов ежедневно пробирается бедолага-зритель, пропитываясь их сырым, гнилым духом.
Каждый год в подлеске высаживают по нескольку десятков новых фильмов сугубо для «внутреннего потребления» — на неаполитанском и сицилийском диалектах. Почти все — комедии, нафаршированные остротами, от которых шарахаются лошади. Во многих из них снимается дуэт комиков Франки-Инграссиа. Куда там Софи Лорен или Клаудии Кардинале до популярности этой парочки! По своим гонорарам они оставили позади всех кинозвезд. Когда их стыдят в газетах за идиотское кривлянье, они невозмутимо отвечают, чти раз они любимцы публики, значит, такова сама публика: «для деревенщины мы аккурат в самый раз».
А какой кинопищей потчуют горожан? До 80 фильмов в год составляют «вестерны-спагетти», то есть американская ковбойская рутина в итальянском исполнении. Поскольку три четверти мест в кинозалах Италии занято подростками, а подростки любят стрельбу, итальянский экран плотно оккупировали самодельные ковбои, шерифы, краснокожие и мустанги. Мальчуганы визжат от счастья, взрослый зритель развлекается подсчетом трупов. В вестерне «Хороший, плохой, злой» я насчитал 21 труп, а мой сосед — 26. В финале герой фильма грузит трупы убитых им бандитов на тележку, как пьяницы — пустые бутылки, и везет сдавать их шерифу за приличное вознаграждение. Всякие сантименты, добрые чувства, не говоря уж о мыслях, решительно изгнаны, чтобы не мешать трюкам. Сценаристы, экономя собственное серое мозговое вещество, бестрепетной рукой крадут трюки и сюжетные повороты из американских вестернов 20—30-х годов. Столь же экономно используется реквизит — всегда одни и те же пончо, сомбреро и пистолеты. Фильмы снимаются в предельно сжатые сроки. Минимальные расходы, максимальная прибыль—таков девиз продюсеров. Этот неожиданный для Италии жанр существует уже лет шесть.
По тому же принципу куются фильмы ужасов. Собрав воедино все страсти-мордасти из старых фильмов Хичкока, Клузо, Поланского, итальянские кинобизнесмены склепали уже не один десяток лент, после которых зрители боятся возвращаться домой по ночным улицам. Как правило, в них действует сексуальный маньяк, который убивает молодых красивых женщин при помощи всякой ползающей и летающей нечисти. Чудовищные ядовитые твари копошатся в этом киноподлеске, жаля психику кинозрителя. Одни названия чего стоят: «Тарантул с желтым брюшком», «Четыре мухи из серого бархата», «Четыре саранчи в вечерних туалетах», «Хвост скорпиона», «В железных тисках паука», «Что-то ползет в темноте». Кроме насекомых, на экранах резвятся «Птица с хрустальными перьями», «Кот с девятью хвостами», «Ящерица с женской кожей» и тому подобные монстры.
Но независимо от того, какой представитель животного царства фигурирует в фильме, рядом с ним для полноты ассортимента обязательно присутствуют убийца-маньяк, яд кураре и кинжал с зазубренным лезвием.
Бывают еще фильмы ужасов, загробные и даже археологические — «Погребенная заживо», «Поцелуй покойницы», «Этруск продолжает убивать».
Мистика и чертовщина, чтоб покрепче было, перемешаны с самой вульгарной порнографией. Просмотрев такие порноленты, как «Смерть на высоких каблуках», «Ужасы со стриптизом» и «Секс дьявола», один итальянский критик сказал: — Итальянское кино превращается в огромный грязный цирк. — Оно превращается в дом терпимости,— возразил ему другой.
Под стать этим фильмам и их реклама. Я добросовестно списал и перевел некоторые анонсы. «Если убийства на экране пригвождают тебя к креслу, если приключения на экране заставляют тебя подпрыгивать в кресле, если секс заставляет тебя падать с кресла, значит, это твой фильм!»
«Впервые на экране: пожирательница трупов; ритуал секты, которая обожает пупки; человек, который дал отрезать себе ногу; вечеринка девушек со странностями...»
На афише, залитой потоками крови, реклама фильма «Бабочка с окровавленными крыльями»: «Этот фильм — словно крик боли. Жестокий, ненормальный, леденящий кровь, бредовый, кошмарный, потрясающий, душераздирающий, возбуждающий, безжалостный, невероятный, грандиозный, великолепный». Со всем этим набором прилагательных можно согласиться, пожалуй, лишь за исключением последнего.
Иногда шакалы подлеска поднимают морды кверху, чтобы взглянуть, что делается наверху, в большом лесу. Но не для того, конечно, чтобы устыдиться и поучиться у великих, а чтоб передрать, извратить, подзаработать. Не успел Федерико Феллини закончить фильм по роману древнеримского писателя Петрония Арбитра «Сатирикон», как на экраны уже вышел другой «Сатирикон» — откровенно пошлый, непристойный. Судебный процесс только послужил рекламе этого плагиата, который сделал куда большие сборы, чем «Феллини-Сатирикон».
Видный режиссер Пьер Паоло Пазолини экранизировал «Декамерон». И пошла вакханалия — один за другим начали выходить фильмы, опошляющие литературные памятники Возрождения, Каких только «вариантов» не появилось: «Декамерон № 2» и «Декамерон № 3», «Декамерониссимо» и «Черный Декамерон», и фильмы-«новеллы» с такими названиями, что даже и переводить совестно.
Монстры подлеска часто оправдываются тем, что, мол, их фильмы — это же не всерьез, это так, «игра» со зрителем. Играючи растлевают души, играючи загребают миллионы..."
Богемский Г. Монстры в подлеске // Крокодил. 1974. № 9. С. 10.
Нашел в архиве журнала «Крокодил» за 1974 год киновед Александр Федоров, 2021