Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Как «Крокодил» громил итальянское развлекательное кино.

Известный киновед, знаток итальянского киноискусства Георгий Богемский (1920-1995), автор солидных монографий и статей в журнале «Искусство кино», в 1974 году почему-то решил опубликовать свою очередную статью в журнале «Крокодил».

Статья была посвящена итальянскому развлекательному кино 1970-х годов. Приведу ее полностью:

-2

Георгий БОГЕМСКИЙ

МОНСТРЫ В ПОДЛЕСКЕ

"Пока маститые кинокритики спорят, что хотел сказать своим последним фильмом Висконти и чего не сумел сказать Феллини, обратимся к совсем другому итальянскому кино, знакомому нашему зрителю гораздо меньше. Это — кино второго сорта, уцененное. Сами итальянцы называют его в отличие от «настоящего», от «большого» специально придуманным словом «сотточинема», то есть «подкино» (как бывает лес и подлесок). В то время как под облаками шумят пышными кронами десять — двадцать фильмов-великанов, которые по заслугам получают премии на кинофестивалях, подавляющее большинство итальянских лент — добрых 90 процентов — скромно произрастает в тени, А именно через заросли этих фильмов ежедневно пробирается бедолага-зритель, пропитываясь их сырым, гнилым духом.

-3

Каждый год в подлеске высаживают по нескольку десятков новых фильмов сугубо для «внутреннего потребления» — на неаполитанском и сицилийском диалектах. Почти все — комедии, нафаршированные остротами, от которых шарахаются лошади. Во многих из них снимается дуэт комиков Франки-Инграссиа. Куда там Софи Лорен или Клаудии Кардинале до популярности этой парочки! По своим гонорарам они оставили позади всех кинозвезд. Когда их стыдят в газетах за идиотское кривлянье, они невозмутимо отвечают, чти раз они любимцы публики, значит, такова сама публика: «для деревенщины мы аккурат в самый раз».

-4

А какой кинопищей потчуют горожан? До 80 фильмов в год составляют «вестерны-спагетти», то есть американская ковбойская рутина в итальянском исполнении. Поскольку три четверти мест в кинозалах Италии занято подростками, а подростки любят стрельбу, итальянский экран плотно оккупировали самодельные ковбои, шерифы, краснокожие и мустанги. Мальчуганы визжат от счастья, взрослый зритель развлекается подсчетом трупов. В вестерне «Хороший, плохой, злой» я насчитал 21 труп, а мой сосед — 26. В финале герой фильма грузит трупы убитых им бандитов на тележку, как пьяницы — пустые бутылки, и везет сдавать их шерифу за приличное вознаграждение. Всякие сантименты, добрые чувства, не говоря уж о мыслях, решительно изгнаны, чтобы не мешать трюкам. Сценаристы, экономя собственное серое мозговое вещество, бестрепетной рукой крадут трюки и сюжетные повороты из американских вестернов 20—30-х годов. Столь же экономно используется реквизит — всегда одни и те же пончо, сомбреро и пистолеты. Фильмы снимаются в предельно сжатые сроки. Минимальные расходы, максимальная прибыль—таков девиз продюсеров. Этот неожиданный для Италии жанр существует уже лет шесть.

-5

По тому же принципу куются фильмы ужасов. Собрав воедино все страсти-мордасти из старых фильмов Хичкока, Клузо, Поланского, итальянские кинобизнесмены склепали уже не один десяток лент, после которых зрители боятся возвращаться домой по ночным улицам. Как правило, в них действует сексуальный маньяк, который убивает молодых красивых женщин при помощи всякой ползающей и летающей нечисти. Чудовищные ядовитые твари копошатся в этом киноподлеске, жаля психику кинозрителя. Одни названия чего стоят: «Тарантул с желтым брюшком», «Четыре мухи из серого бархата», «Четыре саранчи в вечерних туалетах», «Хвост скорпиона», «В железных тисках паука», «Что-то ползет в темноте». Кроме насекомых, на экранах резвятся «Птица с хрустальными перьями», «Кот с девятью хвостами», «Ящерица с женской кожей» и тому подобные монстры.

-6

Но независимо от того, какой представитель животного царства фигурирует в фильме, рядом с ним для полноты ассортимента обязательно присутствуют убийца-маньяк, яд кураре и кинжал с зазубренным лезвием.

-7

Бывают еще фильмы ужасов, загробные и даже археологические — «Погребенная заживо», «Поцелуй покойницы», «Этруск продолжает убивать».

-8

Мистика и чертовщина, чтоб покрепче было, перемешаны с самой вульгарной порнографией. Просмотрев такие порноленты, как «Смерть на высоких каблуках», «Ужасы со стриптизом» и «Секс дьявола», один итальянский критик сказал: — Итальянское кино превращается в огромный грязный цирк. — Оно превращается в дом терпимости,— возразил ему другой.

-9

Под стать этим фильмам и их реклама. Я добросовестно списал и перевел некоторые анонсы. «Если убийства на экране пригвождают тебя к креслу, если приключения на экране заставляют тебя подпрыгивать в кресле, если секс заставляет тебя падать с кресла, значит, это твой фильм!»

«Впервые на экране: пожирательница трупов; ритуал секты, которая обожает пупки; человек, который дал отрезать себе ногу; вечеринка девушек со странностями...»

-10

На афише, залитой потоками крови, реклама фильма «Бабочка с окровавленными крыльями»: «Этот фильм — словно крик боли. Жестокий, ненормальный, леденящий кровь, бредовый, кошмарный, потрясающий, душераздирающий, возбуждающий, безжалостный, невероятный, грандиозный, великолепный». Со всем этим набором прилагательных можно согласиться, пожалуй, лишь за исключением последнего.

-11

Иногда шакалы подлеска поднимают морды кверху, чтобы взглянуть, что делается наверху, в большом лесу. Но не для того, конечно, чтобы устыдиться и поучиться у великих, а чтоб передрать, извратить, подзаработать. Не успел Федерико Феллини закончить фильм по роману древнеримского писателя Петрония Арбитра «Сатирикон», как на экраны уже вышел другой «Сатирикон» — откровенно пошлый, непристойный. Судебный процесс только послужил рекламе этого плагиата, который сделал куда большие сборы, чем «Феллини-Сатирикон».

-12

Видный режиссер Пьер Паоло Пазолини экранизировал «Декамерон». И пошла вакханалия — один за другим начали выходить фильмы, опошляющие литературные памятники Возрождения, Каких только «вариантов» не появилось: «Декамерон № 2» и «Декамерон № 3», «Декамерониссимо» и «Черный Декамерон», и фильмы-«новеллы» с такими названиями, что даже и переводить совестно.

-13

Монстры подлеска часто оправдываются тем, что, мол, их фильмы — это же не всерьез, это так, «игра» со зрителем. Играючи растлевают души, играючи загребают миллионы..."

Богемский Г. Монстры в подлеске // Крокодил. 1974. № 9. С. 10.

Нашел в архиве журнала «Крокодил» за 1974 год киновед Александр Федоров, 2021