Журнал «Крокодил» не часто предоставлял площадку для спора о кино обычным зрителям. Но такое иногда все-таки случалось. Например, на страницах «Крокодила» 1973 года. Приведу далее большой фрагмент этого спора:
Дм. Иванов и Вл. Трифонов
Следствие вели знатоки
«Это были не те знатоки, которые время от времени орудуют на телеэкране и способны вывести на чистую воду даже обаятельного артиста Джигарханяна. Это были знатоки человеческих душ и кинематографа, взявшиеся внести ясность в дело о недавнем покушении Крокодила на некоторые зарубежные фильмы. Каждый знаток тянул свою ниточку из клубка возникших проблем. И вот, когда ниточки наконец затянулись в один узелок, материалы следствия были переданы в суд. Там знатоки разделились на обвинителей и защитников, а авторам фельетона «На куске белой материи» пришлось выступить в незавидной роли обвиняемых. Итак... ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!
Сбивчиво и горячо говорят обвинители. С. Виноградов из города Ковдора выступает так: — Эти мародеры киноискусства старались всячески исказить впечатление о фильмах столь прекрасных и возвышенных нам «Мое последнее танго» и «Маленький купальщик»! Не погнушались совершать дикие нападки на чудесный фильм «Майерлинг»!..
Его сменяет неизвестная женщина, специально прибывшая на суд из далекого Приморского края: — Фильм «Женщины и берсальеры» пустой. Но как они посмели то же самое писать о фильме «Мое последнее танго»?!
Обвинение, полное горечи, бросает паренек, представляющий целую группу студентов из Волгограда: — По вашей милости мы теперь не увидим хороших фильмов!..
Обвиняемые упорно смотрят в пол. Им, конечно, хотелось бы объяснить волгоградским студентам, что цель их фельетона была совсем иной, что они ратовали как раз за то, чтобы зрители видели как можно больше хороших фильмов и как можно меньше плохих. Но, кажется, еще Бальзак говорил, что авторское объяснение к написанному стоит столько же, сколько честное слово гасконца.
А между обвинителями и защитниками завязывается кровопролитная схватка:
ЗАЩИТА (Ю. Троиин, г. Ижевск) — Обвиняемые не виноваты! Кто пропускает такую белиберду для нашего зрителя? Действительно, хочется только горестно ахнуть! Хотя молодые люди и считают за шедевр подобные фильмы, они действительно развивают у людей плохой вкус!
ОБВИНЕНИЕ (Р. Стефанова, г. Улан-Удэ) — А что вы можете предложить взамен? Сначала надо выпускать свои хорошие фильмы, а уж потом критиковать перечисленные вами!
ЗАЩИТА (Н. Туманова, г. Горький) — Хорошие фильмы есть. Но у нас еще немало зрителей, которые принимают за чистую монету просто пошлые картины вроде «Женщин и берсальеров», которые не могут себе представить огромной пропасти между показом настоящей любви и наигранной страсти героев «Майерлинга».
ОБВИНЕНИЕ (группа школьников г. Серов) — Хорошие фильмы! Что хорошего, например, в фильме «Тени забытых предков» или в фильме «Начало»? Нет ни мысли, ни вкуса, а также хороших песен и красивых артистов!
ОБВИНЕНИЕ (группа студентов, г. Ленинакан) — Хорошие фильмы! Вы думаете, ваша достоевщина кого-нибудь увлекает? Эти «Братья Карамазовы»? Это все глупость!
Обвиняемые продолжают смотреть в пол. Они могли бы напомнить, что одному только фильму «Тени забытых предков» восторженно рукоплескали зрители тридцати шести стран. Что вряд ли за отсутствие мысли этот фильм был премирован на международных кинофестивалях в Сан-Себастьяне, Сан-Франциско и Мар-дель-Плата. Что вряд ли за безвкусицу получил он Кубок в Риме и Золотую медаль в Салониках (любопытно, что этот номер «Крокодила» вышел из печати в марте 1973 года, а в декабре того же года режиссер «Теней забытых предков» Сергей Параджанов по чьему-то доносу был отправлен властями в тюрьму – А.Ф.) .
Но реплика ленинаканских студентов выбивает из рук обвиняемых эти блистательные аргументы. Ну, в самом деле, не повторять же очевидное: что Достоевского любят миллионы людей. Наверное, дело просто в том, кто что любит.
ОБВИНЕНИЕ (С. Андреев, г. Алапаевск) — Хороший фильм должен прежде всего трогать. Меня тронули в фильме «Пусть говорят» игра и пение звезды испанской эстрады, особенно когда во время исполнения песни о своей неудавшейся любви у него на глазах появляются слезы...
ЗАЩИТА (А. Кирьянов, г. Сосногорск) — А я помню стеариновые слезы слабого пола на просмотре фильма «Любовь в Кашмире», длиннющие очереди за билетами на «Черные очки», «Пусть говорят» и «Королеву Шактэклера» и полупустой зал на прекрасном нашем фильме «Никто не хотел умирать».
ОБВИНЕНИЕ (Л. Щукина, г. Сочи) — На «Пусть говорят» и «Майерлинг» невозможно достать билеты. Их смотрят по многу раз вопреки вашим статейкам. И правильно делают!
Обвиняемые по-прежнему смотрят в пол. Им давно ясно, что обвинители на самом деле никакие не обвинители, а самые настоящие пострадавшие. Пострадавшие скорее всего не по собственной вине. Пострадавшие из-за того, что на каком-то этапе идейно-художественное воспитание знатоков дало серьезную трещину. Быть может, их напугала миллионная репродукция шишкинских медведей, может, в школе отбили вкус к Тургеневу зубрежкой «лишних людей». Или няня в яслях оказалась не такой уж Ариной Родионовной и сказкам предпочитала жестокие романсы. Словом, что-то было. А, может быть, есть и другая причина, которая объясняет свидетельские показания знатоков?
Ю. и К. Кузнецовы (г. Калинин) — Мы смотрели «Мое последнее танго» четырнадцать раз, потому что были восхищены прекрасным пением...
Г. Соловьева (г. Гомель) — Фильм «Пусть говорят» смотрела 31 раз, потому что мне нравится только этот фильм и пение Рафаэля.
Обвиняемые опять не поднимают глаз до тех пор, пока им не задают прямой вопрос:
С. Андреев (г. Алапаевск) — Так ли уж необходим в каждом фильме большой идейно-художественный смысл, чтобы в кино просто отдохнуть и на два часа забыть о житейских неурядицах?
И вот тут слово предоставляется обвиняемым. — .... Уговорили. Будем ходить на «Женщин». И на «берсальеров» тоже будем. Ведь природа не терпит пустоты. Но позвольте вместе со всеми знатоками — и обвинителями и защитниками, письмами которых мы сегодня воспользовались, — помечтать о том ярком дне, когда мы встанем в хвост длинной очереди, чтобы достать абонемент на ВСЕСОЮЗНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ И КОМЕДИЙНЫХ ФИЛЬМОВ»... (Иванов, Трифонов, 1973: 8-9).
Д. Иванов и В. Трифонов. Иванов Д., Трифонов В. Следствие вели знатоки // Крокодил. 1973. № 8. С. 8-9. Нашел в архиве журнала «Крокодил» за 1973 год киновед Александр Федоров, 2021