Найти в Дзене

СВАРЗ-МТБЭС – потомок экскурсионного троллейбуса

Всем привет!

Я уже писал на канале о редком советском экскурсионном троллейбусе СВАРЗ-ТБЭС, которого позже стали выпускать на городские маршруты. Но оказалось, что для городских перевозок они были малопригодны, поэтому очень скоро появилась замена им – троллейбус СВАРЗ-МТБЭС, на котором я сегодня и хочу подробно остановиться.

Источник фото: chipmaker.ru
Источник фото: chipmaker.ru

Наш герой появился в 1958 г. и, хотя аббревиатура в его названии расшифровывается как «модернизированный троллейбус экскурсионный Сокольнический», предназначался исключительно для городских маршрутов. По сравнению с предыдущей моделью машину сильно упростили, хотя даже в таком виде МТБЭС смотрелся элегантно.

Платформой для машины послужил серийный МТБ-82, но от последнего МТБЭС отличался иным расположением дверей и более широкими стеклами, обеспечивавшими хороший обзор. Двигатель же остался прежним, развивавшим мощность 86 кВт.

СВАРЗ-МТБЭС сзади. Источник фото: transphoto.org
СВАРЗ-МТБЭС сзади. Источник фото: transphoto.org

Салон нового троллейбуса мало чем отличался от салона ТБЭС. В нем было 37 сидячих мест, а всего могло вместиться 91 человек.

Салон СВАРЗ-МТБЭС. Источник фото: mosprogulka.ru
Салон СВАРЗ-МТБЭС. Источник фото: mosprogulka.ru

За все время производства (до 1964 г.) было выпущено порядка 524 экземпляра МТБЭС, что говорит о гораздо большем потенциале по сравнению с предшественником. В основном эти машины поступали, как водится, в Москву, но также их отправляли в Минск, Харьков, Ригу и другие крупные города.

СВАРЗ-МТБЭС на маршруте в Москве. Источник фото: transphoto.org
СВАРЗ-МТБЭС на маршруте в Москве. Источник фото: transphoto.org

А всесоюзная слава этому троллейбусу пришла после выхода знаменитого фильма «Берегись автомобиля»:

Кадр из х/ф «Берегись автомобиля», реж. Э.Рязанов, 1966 г.
Кадр из х/ф «Берегись автомобиля», реж. Э.Рязанов, 1966 г.

Все же жизнь этих троллейбусов была не очень долгой. К 70м гг. МТБЭС стал считаться устаревшим и недопустимым для эксплуатации в столице, и в конце концов последняя такая машина покинула городские улицы в 1975 г.

В других же городах эти машины проработали до 80х гг., но после и там их стали быстро списывать.

Однако ж после развала СССР удалось обнаружить сторожку, сооруженную из списанного СВАРЗ-МТБЭС. Его выкупили, перевезли на СВАРЗ и восстановили до идеального состояния. Он долго радовал москвичей и гостей столицы во время парадов транспорта:

СВАРЗ-МТБЭС на параде транспорта. Источник фото: transphoto.org
СВАРЗ-МТБЭС на параде транспорта. Источник фото: transphoto.org

Но сейчас, опять-таки из-за закрытия московского троллейбуса, остается открытым вопрос, что будет с ним теперь. Хочется надеяться, что традицию сохранят, и наш герой, бережно охраняемый сотрудниками Музея транспорта Москвы, еще много лет будет притягивать к себе глаз.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и, конечно же, ждите новых публикаций!