Филологический анализ «зеркал» Есенина и Высоцкого. Две Татьяны…
«Блатная» лирика Есенина
Показательный пример «блатной» лирики Есенина – «Хороша была Танюша, краше не было в селе». Ср. с образчиком #«блатная» лирика Высоцкого – «Правда, ведь обидно».
Слово С.В. Вдовину [С.В. Вдовин. Золотоволосый «хулиган» и «златоустый блатарь» (Есенин и Высоцкий)» – М.: «Вересковый мед», 2005. – 68 с]:
«Оба текста – стилизации. У Есенина – под #крестьянский фольклор , народную балладу. У Высоцкого – под #фольклор блатной, «уличную» балладу».
Стихотворения равны по объему – состоят из 4 строф, по 16 строк. Они – сюжетны, драматургичны, при всей лаконичности. Драматичны по содержанию – криминально драматичны.
Две Татьяны
Героини в обоих «пиэсах» носят #имя Татьяна (у Есенина – Танюша, Таня, у Высоцкого – Таня). Конечно, это случайность, но перекличка через 50 лет довольно симптоматична – «Ужель, та самая Татьяна?!».
Ситуации там и тут развиваются весьма динамично, даже стремительно.
Танюша Есенина
Есенинская Танюша, которой «краше не было в селе» (1-я строфа). Предана возлюбленным – «я женюся на другой» (2-ая строфа).
Девушка «Побледнела… схолодела», но находит силы и гордость ответить: «я пришла тебе сказать: за другого выхожу» (3-я строфа). Казалось бы, квиты.
Но развязка трагична – «плачет Танина родня, На виске у Тани рана от лихого кистеня» (4-я строфа).
«Кровопролитное кровопролитие крови»
Бросается в глаза зловещий рифмованный «этюд в багровых тонах», образуемый второй строчкой с начала и второй же строкой в конце стихотворения:
…Красной рюшкою по белу сарафан на подоле…
…Алым венчиком кровинки запеклися на челе…
Все особенности баллады налицо – драматизм развития сюжета, прерывистость повествования (концентрация внимания лишь на кульминационных моментах, без нюансировки), использование диалога как сюжетообразующего фактора, применение повтора для усугубления драматизма ситуации – 1-я и 16-я строки идентичны, и, наконец, недосказанность, сообщающая балладе таинственность и загадочность.
«Блатная» лирика Высоцкого
Несложно заметить, что перечисленным канонам классической литературной баллады отвечает и песня Высоцкого (хотя вовсе не обязательно, чтобы все особенности проявлялись одновременно).
Судите сами. Герой – #уголовник , который «завязал». Однако «…товарищ продал, падла… «всё», - сказал Сашок».
Ну и – «Двое в синем, двое в штатском, черный воронок…» (1-я строфа). 2-я строфа (припев) – прощание героя с любимой – «До свиданья, Таня, а может быть, прощай… не серчай!».
Обида жжет душу – «за просто так – Выкинуть из жизни… цельный четвертак!». Жажда мщения предателю – «если встречу я Сашка – ох, как изувечу!» (3-я строфа). И 4-я – динамизм усиливается повторением припева – мотива прощания, вероятно, навсегда.
Как и Есенин, Высоцкий предлагает читателю (слушателю) самому домыслить, что же случилось – «кто виноват». Кстати, эти стихи Есенина, как и многие другие, стали песней.
Баллады в творчестве
Законы жанра соблюдены в обоих случаях досконально. При том, что для Есенина #баллада – редкость, их у него немного. У Высоцкого же они – «становой хребет» поэтического творчества, излюбленная форма стиха, одна из специфических особенностей его поэтики.
Оба текста подпадают и под еще одно определение баллады (с точки зрения разнообразия сюжетов и характера их обработки).
А именно – повествовательные песни (стихотворения) с драматическим развитием сюжета. Только у Есенина – место действия «#село », у Высоцкого – «#город ».
Сравни…
Лирика Есенина – «Сочинитель бедный, это ты ли». Ср. с лирикой Высоцкого – «Сколько лет, сколько лет».
#Есенин – «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», «Сыпь, гармоника,- скука, скука...». Ср. #Высоцкий – «Я в деле и со мною нож», «Если б водка была на одного», «Что же ты, зараза, бровь себе побрила», «Нам ни к чему сюжеты и интриги».