Найти тему
Герман Ломов

«Блатная» лирика Есенина и Высоцкого

Оглавление

Филологический анализ «зеркал» Есенина и Высоцкого. Две Татьяны…

«Блатная» лирика Есенина

Показательный пример «блатной» лирики Есенина – «Хороша была Танюша, краше не было в селе». Ср. с образчиком #«блатная» лирика Высоцкого – «Правда, ведь обидно».

Слово С.В. Вдовину [С.В. Вдовин. Золотоволосый «хулиган» и «златоустый блатарь» (Есенин и Высоцкий)» – М.: «Вересковый мед», 2005. – 68 с]:

«Оба текста – стилизации. У Есенина – под #крестьянский фольклор , народную балладу. У Высоцкого – под #фольклор блатной, «уличную» балладу».

Стихотворения равны по объему – состоят из 4 строф, по 16 строк. Они – сюжетны, драматургичны, при всей лаконичности. Драматичны по содержанию – криминально драматичны.

Две Татьяны

Героини в обоих «пиэсах» носят #имя Татьяна (у Есенина – Танюша, Таня, у Высоцкого – Таня). Конечно, это случайность, но перекличка через 50 лет довольно симптоматична – «Ужель, та самая Татьяна?!».

Ситуации там и тут развиваются весьма динамично, даже стремительно.

-2

Танюша Есенина

Есенинская Танюша, которой «краше не было в селе» (1-я строфа). Предана возлюбленным – «я женюся на другой» (2-ая строфа).

Девушка «Побледнела… схолодела», но находит силы и гордость ответить: «я пришла тебе сказать: за другого выхожу» (3-я строфа). Казалось бы, квиты.

Но развязка трагична – «плачет Танина родня, На виске у Тани рана от лихого кистеня» (4-я строфа).

«Кровопролитное кровопролитие крови»

Бросается в глаза зловещий рифмованный «этюд в багровых тонах», образуемый второй строчкой с начала и второй же строкой в конце стихотворения:

…Красной рюшкою по белу сарафан на подоле…

…Алым венчиком кровинки запеклися на челе…

Все особенности баллады налицо – драматизм развития сюжета, прерывистость повествования (концентрация внимания лишь на кульминационных моментах, без нюансировки), использование диалога как сюжетообразующего фактора, применение повтора для усугубления драматизма ситуации – 1-я и 16-я строки идентичны, и, наконец, недосказанность, сообщающая балладе таинственность и загадочность.

-3

«Блатная» лирика Высоцкого

Несложно заметить, что перечисленным канонам классической литературной баллады отвечает и песня Высоцкого (хотя вовсе не обязательно, чтобы все особенности проявлялись одновременно).

Судите сами. Герой – #уголовник , который «завязал». Однако «…товарищ продал, падла… «всё», - сказал Сашок».

Ну и – «Двое в синем, двое в штатском, черный воронок…» (1-я строфа). 2-я строфа (припев) – прощание героя с любимой – «До свиданья, Таня, а может быть, прощай… не серчай!».

Обида жжет душу – «за просто так – Выкинуть из жизни… цельный четвертак!». Жажда мщения предателю – «если встречу я Сашка – ох, как изувечу!» (3-я строфа). И 4-я – динамизм усиливается повторением припева – мотива прощания, вероятно, навсегда.

Как и Есенин, Высоцкий предлагает читателю (слушателю) самому домыслить, что же случилось – «кто виноват». Кстати, эти стихи Есенина, как и многие другие, стали песней.

Баллады в творчестве

Законы жанра соблюдены в обоих случаях досконально. При том, что для Есенина #баллада – редкость, их у него немного. У Высоцкого же они – «становой хребет» поэтического творчества, излюбленная форма стиха, одна из специфических особенностей его поэтики.

Оба текста подпадают и под еще одно определение баллады (с точки зрения разнообразия сюжетов и характера их обработки).

А именно – повествовательные песни (стихотворения) с драматическим развитием сюжета. Только у Есенина – место действия «#село », у Высоцкого – «#город ».

-4

Сравни…

Лирика Есенина – «Сочинитель бедный, это ты ли». Ср. с лирикой Высоцкого – «Сколько лет, сколько лет».

#Есенин – «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», «Сыпь, гармоника,- скука, скука...». Ср. #Высоцкий – «Я в деле и со мною нож», «Если б водка была на одного», «Что же ты, зараза, бровь себе побрила», «Нам ни к чему сюжеты и интриги».

к началу

к Виктору Цою

к Владимиру Маяковскому

к Сергею Есенину

к Владимиру Высоцкому

к ректификации гороскопа Высоцкого

к гороскопу Высоцкого

к реинкарнации

назад

далее