Найти тему
Герман Ломов

Высоцкий о Есенине

Оглавление

Шедевры одного играли роль в судьбе другого. Сложность темы

Вообще, браться за «пласт» творчества Есенина в поэзии Высоцкого – тема неблагодарная, ибо морального права выступать экспертом-филологом, в общем, и есенино- / высоцковедом, в частности, у меня, #герман ломов , нет.

Не развит ментальный аппарат

«Завернуть» что-либо типа «драматизм развития сюжета, прерывистость повествования (концентрация внимания лишь на кульминационных моментах, без нюансировки), использование диалога как сюжетообразующего фактора, применение повтора для усугубления драматизма ситуации» я не смогу, даже если очень захочу: словарного запаса не хватит.

Автора!

Да и вообще тема «совокупных реперов в творчестве», Высоцкого о Есенине – удел профи от #филология , «тянущая» на полноценный «диссер». И работа С.В. Вдовина [С.В. Вдовин. Золотоволосый «хулиган» и «златоустый блатарь» (#Есенин и #Высоцкий )» – М.: «Вересковый мед», 2005. – 68 с] скажет по заявленной тематике много больше.

Если Сергею Витальевичу (Вдовину) случится читать эти строки, хочется настоятельно просить его выложить свою работу в Сеть – русскоязычный сегмент Интернета от этого только выиграет.

Здесь же, в своей основе, ставится несколько иная задача. Но и в поисках подтверждения «реинкарнационных» ожиданий без творческого блока Есенин – Высоцкий не обойтись…

-2

Высоцкий о Есенине

В первую очередь интересен факт обращения Высоцкого к наследию и судьбе Есенина напрямую, в своих произведениях. Было! И не раз!..

Самое известное у Высоцкого: «Другой же – в петлю слазил в «Англетере» («Кто кончил жизнь трагически», 1970) – очевидная #аллюзия на #смерть Есенина

Есть и иные (без претензии на исчерпываемость):

«Все прошло, исчезло, словно с яблонь белый дым » («Красное, зеленое…», 1961);

«А она на меня – ноль внимания: ей сосед её шпарит Есенина » («День рождения лейтенанта милиции в ресторане «Берлин», 1965);

«Большое видится на расстоянье , но лучше, если все-таки – вблизи» («Всему на свете выходят сроки…», 1973)…

Поэтическое наследие Есенина и Высоцкого

Применимо к общим тенденциям, оба, несмотря на социальное обожание, сталкивались с критикой собственного творчества:

Есенина критиковали за «#упадничество », Высоцкого – за «#шансоновость », уклон в «#городской фольклор ».

Обоих – за обеление «#блатная романтика » в собственном творчестве.

Сюда же – упрёки за «поэзию для плебса», несоответствующую «высоким нормам русской поэтической словесности».

-3

«Атомарная поэзия» Есенина и Высоцкого

Однако по мнению «людей в теме»: «Есенин жил в стихии языка, как ласточки живут в стихии воздуха, и то, что могло казаться нарушением правил языка, было виртуозным владением им…» (Ю. Либединский).

И: «Он (Высоцкий) так любил Слово. Он и буквы, звуки любил, некоторые особенно: л-л-л… р-р-р… ю-у-у… Слово, звуки у него сгущаются, их не только не видишь, но они словно становятся осязаемыми…

И так называемые неправильности, неверности, негладкости у него – они не от слабости, наоборот: от неподдельности, естественности, от силы…» (Ю. Карякин).

«Детская» поэзия Есенина и Высоцкого

Оба «отметились» на ниве поэтических работ для детей и юношества.

Есенин – «Лебедушка» и «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве».

Высоцкий – песни для аудио-спектакля «Алиса в стране чудес» и в детской поэме – «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного – Ваню Дыховичного».

Отметим рифмованные наименования у обоих.

«Пионер»!

У обоих – сходная тема: выбор и поиск своего дела в жизни.

Оба произведения роднит добрая усмешка и мягкая ирония.

Обе поэмы опубликованы в журнале «Пионер» с интервалом в 2 года!

-4

Проза Есенина и Высоцкого

Оба «поработали в прозе», где предмет повествования – трудная судьба подростков в полукриминальной среде.

Перед началом

Говоря об общих тенденциях поэтического творчества Есенина и Высоцкого, менее всего хочется «скатиться» к «голой» декларации текстов.

Этим, безусловно, хорошо можно «наработать объём», но не более, ибо развёрнутый филологический анализ автор дать не в силах. Поэтому здесь и далее лишь обозначим сравнительные «реперы» в поэтике обоих.

Взыскательный читатель в силах ознакомиться с заявленными произведениями самостоятельно.

к началу

к Виктору Цою

к Владимиру Маяковскому

к Сергею Есенину

к Владимиру Высоцкому

к ректификации гороскопа Высоцкого

к гороскопу Высоцкого

к реинкарнации

назад

далее