– Для чего нужна структура компании?
– Надо ли рисовать структуру компании?
– Зачем бюрократия?
Я и так все знаю, мне структура не нужна! Так, думают собственники маленьких компаний. Мол, они сами знают, что и как делать, им не нужны бюрократические документы .
Задаваться вопросом построения структуры, на этапе стартап не стоит.
Главное в модели эмоционального управления найти стрессоустойчивых многозадачников, готовых работать в режиме неопределенности и 100 % погруженность собственника в решение всех задач, так как при данной модели управления, думать может только один собственник, а остальные должны только делать и переделывать.
Структура нужна, когда компания закончила фазу эмоциональное управление и перешла к фазе рациональное управление . Этот переход, происходит осознанно и только при 100 % уверенности собственника в том, что он готов и может начать работать головой, а не руками. При переходе от эмоции к рациональности (логике) должны появиться, системные документы – инструменты: цель, план, структура, бизнес-процессы, функции.
Структура – элемент управления для зрелых . И вот что я скажу, исходя из своего опыта: Нет структуры – нет компании!
Структура – это:
• Инструмент достижения цели бизнеса
• Набор необходимых функций
• Визуализатор вертикали власти
• Определение зарабатывающих и вспомогательных подразделений
• Один из ключевых документов управления, но не единственный.
Чтобы компания была успешной, могла развиваться и масштабироваться, собственнику необходимо описать структуру своего бизнеса.
Копировать структуру успешного предприятия не имеет смысла, так как она строится под компетенции и желания конкретного собственника. Цели собственника формируют требования к структуре и в период спада, и во время бурного роста компании.
Правильная структура показывает:
► Уровни принятия решений
► Подчиненность
► Функционал подразделений/должностей
► Результаты каждого отдела/должности
А теперь о том, как структуру построить. В большинстве случаев при росте компании собственник формирует под собой линейку руководителей: коммерческого, технического, финансового директоров и других топ-менеджеров. Под каждым из руководителей возникает вертикаль исполнительней разного уровня.
Для того чтобы структура была рабочим инструментом управления, а не обоями на стене, надо выделить основные уровни компании и их функции. Помните, что единицей структуры является функция, а не человек.
Функционал структуры:
• Собственник
• Исполнительный директор
• Основные подразделения
• Вспомогательные (обслуживающие) подразделения.
При правильном распределении функционала структура покажет, кого надо сокращать, кого нанимать, кого развивать. Когда я рисую структуру, для меня она показывает наличие функциональных подразделений. Я формирую ее по значимости, выделяя в структуре блок развития, основные и вспомогательные подразделения.
Таким образом структура показывает, кто кому подчинен, кто отвечает за создание нового продукта, за производство продукта, продажи и кто обеспечивает поддерживающие функции.
В первую очередь нужно выделить тех, кто делает деньги, и тех, кто их обслуживает. Например, если вы не бухгалтерская компания, то ваш бухгалтер – это обслуживающая функция, а не зарабатывающая. Зарабатывать – это напрямую влиять на прибыль, то есть это функции создать продукт и продать продукт .
Пример зарабатывающих подразделений для производства:
Продать = Маркетинг + Продажи + Сервис
Создать = Снабжение + Производство + Склад
Для правильного формирования структуры компании требуются:
• Оцифрованные цели на два-три года
• Сформированный план мероприятий на два-три года
• Прописанный бизнес-процесс (укрупненный)
• План на год с поквартальной разбивкой
• Выделенные ключевые компетенции компании (что формирует конкурентное преимущество на рынке)
• Определить Зоны ответственных подразделений. Маршрут принятия решений – бизнес-процесс (локальный)
• Описать функционал каждой должности.
https://www.instagram.com/davletexpert/
https://t.me/DavletExpert