Найти тему
Вселенная глаголицы

Глаголица: фотостихи «Гимн Луне»

Оглавление
Лягушки и пташки пели гимн Луне восторженно!
Лягушки и пташки пели гимн Луне восторженно!

В 2008 году сочинился мною рондель с названием «Гимн Луне». Я осваивал тогда твёрдые формы стихосложения. В итоге разочаровался в них: очень уж премудры… И для восприятия сложны. Однако на всю оставшуюся жизнь запомнилось мне событие, которое явилось поводом для написания ронделя. Тёплым вечером в конце лета вышел я на берег Ока-реки. Хотел сделать фотографию: «Луна поднялась из-за горизонта. А по воде лунная дорожка блистает-переливается».

Я выходил с этим намерением уже несколько лет строго по календарю. А такое астрономическое совпадение случается один раз в лунный месяц. В 19-летнем солнечном цикле, как известно, бывает по 13-ть лунных месяцев в семи високосных и по 12-ть месяцев в оставшихся простых лунных годах, которые чередуются. Восход Луны в такие вечера происходил через несколько минут после заката Солнца. Это нужно было для съёмки пейзажа. Первое моё фото было сплошь чёрным с малюсеньким жёлтым лунным диском.

Из месяца в месяц меня – увы – ожидало разочарование. То Луна восходила не над водою – над лесом: лунной дорожки и ожидать было нечего. То ветер напрочь отсутствовал – передо мною было две луны: одна в небе, другая её отражением в воде. А лунная дорожка в отсутствии. То горизонт оказывался затянутым сплошной облачностью: Луны вовсе не было видно. Вот и в тот вечер на горизонте просматривался некоторый слой облаков. Я решил подождать, когда Луна покажется из-за этой ширмы.

Для фотостихов взяты первые три строки ронделя.
Для фотостихов взяты первые три строки ронделя.

Оказалось, что вместе со мною ночное наше светило ожидали и лягушки и пташки. Только появился краешек Луны над облачностью, они высунулись из воды, присели на ветви деревьев и хором восторженно запели! Моя душа возликовала вместе с ними! Это было незабываемо! Да, глаголита сложна для непосредственного сочинительства стихов. Но сохранение в привычных строчках глаголитических надстрочных знаков ударения и особенно духовного настроения… Заметно углубит и наполнит эмоциями создаваемые поэтами стихотворения. Разве не для концентрации смыслов и чувств сочиняется истинная поэзия?!

Если ударения нам известны, то откуда взялись диакритические знаки духовного настроения? Оказывается, они используются в современных церковно-славянских текстах. Для иллюстрации приведу несколько цитат из Евангелия от апостола Матфея:

Титло

Из Святого благовествования от Матфея, глава 1, стих 20.
Из Святого благовествования от Матфея, глава 1, стих 20.

Титло в словах: Ангел, Давидов, Мариам, Духа свята, – явно указывает на трепет душевный, с которым должно прочесть эти святые имена.

Камора

Из Святого благовествования от Матфея, глава 1, стих 21.
Из Святого благовествования от Матфея, глава 1, стих 21.

Камора в словах: (люди) своя, грех (их), – может быть истолкована как необъятность: христиан на Земле необъятное количество. И как бесконечность: грешим мы без конца и краю. Не забыть бы покаяться.

Умозрение

Из Святого благовествования от Матфея, глава 2, стих 8.
Из Святого благовествования от Матфея, глава 2, стих 8.

В слове: отрочати, – употребление единого с буквой «О» внутристрочного умозрительного диакритического знака предлагает вообразить (увидеть умом): младенца, которого замыслил убить царь Ирод, – и тогда продолжить вдумчивое чтение.

В Музее книги РГБ в Москве я такую книгу нашёл.
В Музее книги РГБ в Москве я такую книгу нашёл.

Торжество

Из Святого благовествования от Матфея, глава 15, стих 28.
Из Святого благовествования от Матфея, глава 15, стих 28.

Христос, обращаясь к женщине, возликовал и с радостью совершил исцеление. Употребление единого с буквой «О» звательца под каморой предлагает обратить внимание на вложенное в восклицание чувство. Также удивляются люди, восхищаясь звёздами вселенной.