Надежда Ламанова была одной из самых известных кутюрье в российской истории. В начале XX века она шила вечерние платья для императрицы Александры Фёдоровны и других членов царской семьи. После Октябрьской революции — несмотря на пережитый арест и временно присвоенный ей статус "лишенки" — Ламанова смогла найти применение своим талантам в дизайне повседневной одежды, а также в пошиве театральных костюмов. В 1925 году созданная Ламановой коллекция платьев удостоилась высшей награды на Всемирной выставке в Париже.
Годы жизни Надежды Ламановой (1861-1941) пришлись на одну из самых турбулентных эпох в истории России. Родившись в 1861 году в обедневшей дворянской семье, она, по собственному признанию, росла под влиянием нигилистских идей. Как и вся "интеллигентная молодёжь" 1870-х годов, юная Ламанова зачитывалась Чернышевским и другой "радикальной" литературой, а также всерьёз увлекалась идеями женской эмансипации и раскрепощения.
В своих автобиографических записках Ламанова рассказывала, что вскоре после окончания гимназии влюбилась в женатого мужчину, который был старше неё на 20 лет. После долгой "внутренней борьбы" она собрала вещи и ушла из дома, чтобы жить с возлюбленным, — решив, что она свободная женщина и может сама распоряжаться своей судьбой.
Продлилось это сожительство недолго: вскоре мужчина скончался от инсульта. Родители, которые после побега дочери разорвали с ней отношения, к тому моменту успели остыть и приняли её обратно.
Данный эпизод сильно повлиял на последующую жизнь Ламановой:
"...эти полтора года сформировали из меня человека. Я поняла, что без экономической независимости не может быть свободы для женщины, стало быть, нужно уметь зарабатывать деньги".
Чтобы обрести экономическую независимость, Ламанова отправилась в Москву и окончила курсы кройки и шитья. Освоив профессию, она устроилась "моделисткой" в мастерскую знакомой портнихи — мадам Войткевич. Впоследствии Ламанова признавалась:
"...общественное положение отца, образование, знакомства, связи и наследственная склонность к украшению жизни помогли мне почти сразу, минуя чёрную работу швеи, войти в круг мастериц-художниц".
Впрочем, хорошие стартовые условия явно были не единственной причиной успеха Ламановой: уже через год у неё набралось так много постоянных клиенток, что она смогла открыть собственное ателье по пошиву одежды.
Дело Ламановой развивалось стремительно: за первые четыре года штат ателье вырос до 38 мастериц. Постепенно качество их работы привлекало всё более состоятельных заказчиц: и женщин из купеческого сословия, и обеспеченных дворянок, и знаменитых артисток. В 1898 году Ламанова стала шить наряды для великой княгини Елизаветы Фёдоровны — жены московского градоначальника и родной сестры императрицы. А в 1904 году Ламанова удостоилась звания "Поставщик Двора Ея Императорского Величества": клиенткой Ламановой стала сама супруга Николая II. Сегодня многие платья последней русской императрицы, созданные Ламановой, хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
К началу XX века штат ателье увеличился до 300 мастериц. Каждый год Ламанова ездила в Париж, чтобы закупать материал и знакомиться с новыми тенденциями в сфере моды. Вдохновившись примером французского кутюрье Поля Пуаре, Ламанова одной из первых в России решилась отказаться от корсетов в женских нарядах.
В воспоминаниях современников сохранилось следующее описание Ламановой:
"Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: "Ну, братцы выпьем!" [...] К заказчикам относилась сурово и заставляла их ждать подолгу. [...] Обслуживала придворных. За самое простенькое платьице брала по 600—800 р. Держалась богом, были у неё цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы".
С 1901 года Ламанова в качестве костюмера сотрудничала с Московским Художественным театром. Легендарный режиссёр Константин Станиславский называл её "Шаляпиным своего дела".
Кроме того, при своём ателье Ламанова открыла бесплатную школу для девочек, где обучали как кройке и шитью, так и общеобразовательным предметам.
После Октябрьской революции 1917 года Ламановой удалось продолжить дело своей жизни — несмотря на то, что поначалу она сталкивалась с трудностями. Из особняка на Тверском бульваре ей пришлось переехать в квартиру, которую впоследствии уплотнили, оставив ей лишь одну комнату. В 1919 году Ламанову вместе с супругом — юристом Андреем Каютовым — арестовали за дворянское происхождение и прошлые связи с императорской семьёй. Впрочем, уже через два месяца их освободили: похлопотала актриса Мария Андреева — гражданская жена Максима Горького и давняя клиентка Ламановой. В 1928 году Ламанова на два года стала "лишенкой": у неё отняли избирательные права за то, что она занималась кустарным производством одежды с помощью двух наёмных работниц.
Сама Ламанова, однако, заявляла:
«Революция изменила моё имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».
В первые годы после революции Ламанова создала множество моделей простой одежды для широких слоёв населения, экспериментировала с дешёвыми тканями — солдатским сукном, бумазеей и т.д. В 1919 году Ламанова возглавила Мастерскую современного костюма — созданные по её же инициативе курсы по пошиву повседневной одежды при отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР. В 1925 году Ламанова вместе с художницей Верой Мухиной издала альбом "Искусство в быту", содержавший выкройки простой в изготовлении бытовой одежды. В том же году созданная Ламановой коллекция одежды представляла Советскую Россию на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Скромные советские платья из простых тканей конкурировали с роскошными работами западных кутюрье — и в итоге получили Гран-при "за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением".
До конца жизни Ламанова продолжала сотрудничество с московскими театрами, создавая сценические костюмы для артистов. Скончалась Надежда Ламанова она в октябре 1941 года, не дожив два месяца до своего восьмидесятилетия.