Шестая глава книги пророка Исаии описывает сцену богоявления (теофании). В центре видения находится престол, на котором восседает Господь. Вокруг шестикрылые серафимы (от евр. seräpîm - сжигать, гореть, огненный) Постоянно восклицающие "Свят, свят, свят" серафимы закрывали свои лица и ноги крыльями всем своим видом выражая трепет и благоговение перед лицом Того, Кому они служили. Изумленный пророк оказался очевидцем зрелища, мало кому из смертных возможного. Самое удивительное, вместо ожидаемого страха, трепета, ужаса. Вместо предполагаемого желания быстрее забыть и проснуться, чтобы избавиться от устрашающего зрелища огненных серафимов и Бога восседающего на престоле, пророк испытал другое. Он увидел и ощутил свою порочность и ущербность. Видение Всемогущего оказало на него прежде всего именно это впечатление. Перед лицом Совершенства, он всей своей натурой, до самых глубин души прочувствовал насколько человек низок и порочен. Из уст Исаии вырвался крик;
"...горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,-- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа." (Ис. 6:5)
Нечистые уста, это не гигиеническая составляющая, это не проблема нечищеных зубов и полости рта. Под фразой "нечистые уста" подразумевается прежде всего культовая и нравственная нечистота. Еврейское "тamë´) используется для обозначения культовой нечистоты, выражая идею недостойности и невозможности пребывать пред лицом Божьим, глубокой нужде в очищении, которое может сделать только Сам Бог. Именно эта мысль содержится в послании пророка. Это высший отклик человека увидевшего Бога, пускай и в видении, но проникнувшегося своей недостойностью.
Не следует думать, что Бог желает принизить нас к земле и давить всем Своим Совершенством. Такой цели нет. То, что пророк испытал свою порочность вполне закономерно, хотя и удивительно (в смысле неожиданной реакции). Далее происходит то, что можно назвать очищением.
"тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен." (Ис. 6:6-7)
В этом тексте появляются еще два технических термина, присущие храмовому служению. Вообще все видение происходит в контексте храма. Жертвенник, уголь, Серафимы, курение дыма, престол, - все это атрибуты Храма. Слова используемые пророком также типичны для святилища и хорошо знакомы как священникам, так и обывателю посещающему служение. "Беззаконие" и "грех" (евр. `áwöneºkä и Hattätekä соответственно) достаточно часто упоминаются на страницах Ветхого Завета и наиболее часто в книге Левит. Все что произошло с пророком, произошло в Храме.
У Бога, я повторюсь не было цели как то унизить Исаию, нет. Цель заключалась в другом.
"Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас"? - вот основной лейтмотив всей сцены. На что пророк ответил "Вот я, пошли меня". Далее Господь рисует довольно печальную картину будущего Иудеи и затрагивает времена, когда Христос будет отвергнут Своим народом.
"И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите-- и не уразумеете, и очами смотреть будете-- и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их." (Ис. 6:9-10)
Сегодня утром, я проснулся с мыслью об этой сцене, в моем уме циркулировала фраза "Кто пойдет для Нас"? Не знаю насколько это очевидно, но меня вдруг посетила идея, а не связаны ли эти слова с другим пророчеством Исаии, где говорится "Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? (Ис. 53:1) В какой то степени их можно считать близкими по смыслу, в том и другом повествуется о недоверии, неверии и отвержении Посланника Божьего.