Найти тему
Марина Москалева

Трансформация педагога 1

Отчёты продолжают занимать большое количество времени педагога
Отчёты продолжают занимать большое количество времени педагога

Часть 1

Сегодня я вам хочу представить свое понимание трансформации роли педагога в современной общеобразовательной школе.

Наверное, я скажу, что первое ощущение будет, что все мною сказанное не касается темы. Но это совершенно не так.

Что с нами произошло? Мы как-то не обращали на это внимания. Считали это неважным. А оно в нашем положении дел оказалось отправной точкой всех наших ошибок, непонимания. Мне удается это объяснить только такой формой. Все дело в том, что после того, как мы собрали квантовый компьютер, новая эпоха вступила в свои права. Знаете, что с нами произошло? Мы уже не можем быть умными. Мы не наберем уже опыта. А уж предсказатели и пророки канут в Лету. Мы уже не просчитываем, к нам приходит уже готовая информация, под которую мы вынуждены приспосабливаться. Раньше взрослый тем и отличался от ребёнка, юноши: он мог объяснить порядок действий. Мы и сами искали таких людей: умных, внимательных, наблюдательных… Согласитесь, коллеги, мы не находим какого-то четкого, ясного образа, приводящего нас всех к единомыслию. Мы, действительно, не набрали такого опыта, объясняющего нам наши ошибки. Почему я пришла к таким выводам?

Отчёты. Спросить мне было не у кого и пришлось самой как-то объяснять эту ситуацию. И опытным путём я достигла результатов. Все мы знаем хорошо жуткую атмосферу в школе среди учителей, постоянное напряжение, даже конфликты. Администрация школы разводит руками: у нас запрос, мы ничего не можем сделать. И видя, что конфликта не избежать, и тебя никто не поддержит, хотя с тобою все согласны, я начала искать решение этой задачи иными способами. Первое, я начала искать первоисточники документов, регламентирующих работу учителя и администрации, т.е. по мере сил изучать правовую базу. Стала задавать вопросы районному отделу образования. Первым делом выясняется, что основная часть требований и отчетов носит рекомендательный характер. Сначала подумала и этого ожидала, что на меня начнут давить, грозить за невыполнение требований вышестоящих органов. Но к своему удивлению, я вдруг замечаю, что со мною на конфликт никто не идёт, меня выслушают, соглашаются с моими аргументами, т.к. они находятся внутри правового поля. Назовём всё это словом «Государственная образовательная система». И вот я замечаю, что вся эта система совершенно избегает конфликтов: учитель-чиновник. И самое главное требование системы к нам: не допускать конфликтов. Мы всегда должны побуждать и учить учеников избегать конфликтов и идти по пути компромисса, не допускать враждебного отношения друг к другу, аргументированно объяснить ситуацию, сложившуюся именно в вашей школе, классе, районе и т.д.. И вот это и есть требование к нам.

Вот в этой моей брани попытки разобраться, что происходит, привело к пониманию, почему мы воспринимает всё как абсурд. Сейчас я постараюсь это объяснить. Согласитесь, что когда мы пишем отчёты, которые не соответствуют действительности, их всё равно приходится держать в памяти, быть готовым их воспроизвести в случае проверки или другой необходимости. Зачем лишняя дурная работа? Все это затягивает, ты постоянно должен выкручиваться, обманывать, а главное совершенно прекращается всякая реальная работа с детьми и развитие школы. Потому что силы уходят на обман.

С таким потоком запросов, требований, отчетов (по сути, это статистические данные, мониторинг которые вышестоящие органы должны осуществлять без участия школы) школа справиться не может, особенно сельская школа с маленьким количеством детей.

Наверное, окружающим покажется каким-то нелепым, смешным, наивным моё объяснение происходящего. Но поверьте, я по-другому объяснить весь этот тупиковый абсурд не могу. Всё, мы работаем не с опытом других, не с сознанием других, мы имеем дело с алгоритмом. Мы пишем липовые отчёты и планы, оно всё идёт в общую базу данных, алгоритм их обрабатывает с учётом сведений из разных других ведомств, и программа выдаёт заключение: Такого быть не может. Система не знает, какие ресурсы необходимо направлять в школы, в чём они испытывают нужду. Нас не оставят в покое, пока программный алгоритм не придёт к логическому заключению, о настоящем положении дел в школе. В данный момент подаваемые нами данные, как правило, преувеличены, и дают необъективную картину. А в программе не может быть ошибки. Все министерства шлют отчеты, программа выдаёт, какие средства и ресурсы, куда направить. А ничего не работает. Все жалуются, ворчат, и всё время не довольны.

Еще раз повторяю, я по-другому себе ситуацию объяснить не могу. Правильно или неправильно – никто не может мне ни доказать, ни опровергнуть.