.
.
Хорошая ли религия христианство? Сам Иисус Христос безусловно прекрасен. А говоря о христианстве, в нем все самое прекрасное от образа Христа, и античной религии, преломленной в Христе, прекрасны в нем и иконы, и соборы. Но в целом, христианство ведет к несчастьям, страданию и одиночеству. Я был с юности очень усердным христианином, итог моей жизни - одиночество, болезнь, неудавшаяся любовь. И никто ко мне не придет. Только один Христос. Потому что в христианстве много культа страдания и смерти, почти все святые в нем - мученики, все имена их мученические, и приносят мучения, через которые они может быть и ведут к Богу. Религия греков, религия счастья , там был Эпикур, да и Платон учил счастью и красоте. Но христианство выше, тем что оно утончает душу человека огрубленную миром. Христианство мудро понятием первородного греха, отравившего все. Оно мудро тем, что дает понять, что в жизни нашей невозможно ни счастье, ни самая прекрасная романтическая любовь, они возможны лишь в сфере Духа Святого, и в Раю. У греков счастье кончается вместе с земной жизнью. А для Христа все начинается , там где у древних греков кончается.
НЕМНОГО О ГРЕЧЕСКОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ДРАМЕ
.
.
Конечно, нельзя назвать религию греков " религией счастья" в поверхностном, или не философском понимании. Нужно понимать, что в искусстве Греции важную роль играла трагедия . Но и трагедия греков во многом вытекает из понятия счастья . Что такое трагедия в сознании Эсхила, или Софокла? Это Судьба. Счастье же в том, что выше судьбы, что способно не противостоять ей, а подняться над нею, в этом, в сущности, вся философия Эпикура, отчасти и Платона. Герои греческой трагедии не только противостояли судьбе, но и поднимались над нею, даже в самой своей обреченности, ибо сохраняли человеческое достоинство, и красоту. Как писал Ницше, греческая трагедия - трагедия чрезмерного утверждения жизни, а не ее отрицания, или скажем противоречия. Даже жестокая и коварная Федра в драме Еврипида имеет право на счастье, и вешается потому, что отказ Ипполита воспринимает как насилие над собой. Прометей желает счастья и света людям. А Антигона Софокла видит свое достоинство - в своем покойном брате.
В КАЧЕСТВЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЭТОГО ЛИЧНОГО ОЧЕРКА
.
.
Если коснуться Софокла, даже в монологах преступных его героев есть своя правда, восстанавливаемая в слове, ибо и в преступниках есть своя правда, (и даже достоинство) и у героев есть свои заблуждения. В сущности греческая трагедия о том, что даже не рок, не судьба, а человек есть мера всех вещей. Судьба имеет слово, но без слова человека - судьба не является судьбой. И в этом понимании человек сильнее судьбы, а красота и любовь сильнее смерти. Христианская же драма по существу иная, это драма Гамлета, драма несоответствия сознания и бытия , человека и мира . И еще это раздвоившее человека чувство земной красоты, и красоты небесной , которую не знали греки. И каждый христианин начинается с открытья этой драмы, переживая ее по разному . Кто- то находит с годами компромиссы , а кто -то , находит одни разрывы. И лишь Господь - может эти разрывы примирить, а даже не пост, или благочестивая семья. Кто- то приходит от одиночества к церкви, а кто то от церкви к одиночеству , это, тоже, путь к Богу.
________
.
P. S.
Но кто не открыл этой драмы, (земной и небесной красоты, земной и небесной правды), тот не открыл и христианства.