Привет всем!
Сегодня мы поговорим о нововведении, которое кого-то радует, а кого-то пугает. С 01.01.2020 в рамках ЕФИР (создания единой базы персональных данных россиян) в нашей стране ввели новый формат трудовой. Что важно, переход на электронную трудовую книжку зависит от вашего желания! Вы вправе сами выбирать, какой использовать вариант — бумажный или «виртуальный» (за небольшим исключением).
Законодательная база — ФЗ № 439 от 16 декабря 2019 года. Если кому интересно, можно подробнее прочитать весь закон в том же «Консультант Плюс». А мы поговорим о более интересных вещах: применении закона в жизни.
Выбора нет?
Если вы впервые трудоустраиваетесь с января этого года, то трудовая книжка создается в электронном виде изначально. Все остальные могут написать заявления руководству о желаемом варианте. Выбираете цифровую модель — вам отдают бумажную.
Внимание: в электронной книжке фиксируются данные с момента ее заведения. Поэтому обычный документ нельзя выбрасывать, в нем хранятся все сведения, записанные до 2020 года.
Если вы сохраняете полноценный бумажный вариант, то информация вносится параллельно в оба документа, даже если вы уволитесь и устроитесь на другое место работы. У вас есть право передумать и в будущем полностью перейти на электронную версию. Подают заявление на электронную трудовую книжку через работодателя. Бланки можно скачать через официальный ресурс ПФР или попросить в отделе кадров.
Плюсы и минусы цифровой трудовой
Плюсы для самого работника:
- возможность в любой момент получить нужную информацию;
- возможность трудоустроиться и оформить пенсию дистанционно;
- интеграция с иными электронными госсервисами;
- минимизация ошибок при заполнении;
- полная защищенность от подделки и утери;
- контроль за ведением документа.
Преимущества для работодателя:
- снижение затрат на покупку и работу с бумажными документами;
- внедрение аналитики;
- защита от подделок.
Минусы лежат в технической части: серверные сбои, траты на кибербезопасность, длительность оцифровывания и ошибки при переносе информации, риск утечки данных, техническая поддержка. Особые проблемы вызывает переход на электронные трудовые книжки у людей старшего поколения. У них часто нет доступа к Интернету или возникают сложности при работе с компьютером. Кроме того, они не доверяют подобным носителям, бумага им привычнее.
Как посмотреть электронную трудовую книжку
Цифровая версия доступна на Госуслугах и на сайте ПФР после авторизации. В нее вписана вся информация о сотруднике. Здесь же можно проверить свой стаж, подать документы на дистанционное оформление пенсии. Есть возможность распечатать, сохранить, отправить по электронке нужные позиции.
Любые изменения касаемо увольнения или трудоустройства должны быть зафиксированы виртуально в течение суток.
Выписку получаем через Госуслуги. Нужна бумажная выписка — обращайтесь в МФЦ или ПФР (услуга не привязана к месту регистрации). Загрузить и подать необходимую информацию можно онлайн напрямую в ПФР.
За что ответственен работодатель
В первую очередь, за ведение трудовой книжки в электронном виде. Обычная при этом выдается на руки (обязательно предупредите, чтобы сотрудник сохранил документ). При обнаружении ошибки в цифровой версии, следует сообщить об этом работодателю, а последний обязан внести исправления.
Также работодатель предоставляет сведения о периоде работы у него всем увольняемым и при запросе числящегося сотрудника в течение 3-х рабочих дней. Запрос может быть отправлен в бумажном виде или по e-mail.
Внимание! Если работодатель неверно сформулировал причину увольнения, и это препятствовало трудоустройству в другую организацию, то он в судебном порядке должен будет выплатить уволенному среднюю заработную плату за период «простоя».
Порядок подачи сведений определяется ПФР. Как правильно заполнять электронную трудовую книжку? Образец можно скачать и посмотреть на https://pfr.gov.ru/. Он представляет собой отчет по форме СЗВ-ТД. Заполнением занимается отдел кадров или, в отсутствие такового, любой назначенный специалист. Данные, отправленные в виде отчета, будут прикреплены к индивидуальному лицевому счету гражданина в специальном разделе.
Оцифровывание — это и хорошо, и плохо. Отделу кадров добавится работы, придется своевременно вносить изменения, иначе можно будет нарваться на штраф. Но в то же время электронный документ не горит и не тонет, его невозможно подделать, с ним легче работать дистанционно. А как показала недавняя практика, возможности сделать что-то удаленно пока у россиян не так велики, и всем будет лучше, если их станет больше.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы больше узнать о нюансах трудоустройств а, адаптации на новой работе и современных проблемах и трендах HR.