В армии, конечно, звание имеет значение. Глядя на погоны человека, ты уже можешь представить, кто он такой по армейской жизни. Есть вероятность, что ты ошибёшься, есть. Но, всё же, приблизительно будешь понимать, как проходит служба этого человека.
Ещё бОльшее значение имеет должность. Можно быть капитаном и командовать майорами.
Когда Дмитрий Тимофеевич Язов был назначен Министром Обороны Союза СССР, он был в звании генерала армии. Могу ошибаться, но на тот момент у него в подчинении находилось пять Маршалов Советского Союза.
Т. е. должность в армейской иерархии значемее звания.
Бывает звание без должности, но вот должности без звания быть не может никак.
Хотя вот в современных российских реалиях мы не так уж и давно видели министра обороны-гражданского человека.
Всё же в наших традициях видеть на этом посту человека под погонами.
Это ясно, что министерская должность прежде всего административно-политическая и армия вполне может обойтись и гражданским министром.
Но, думается, что товарищ должен что-то понимать и мало - мало разбираться в том деле, которое ему поручено. И дело то нехилое - оборона страны. Хотя в последнее время создаётся впечатление, что очень многие из тех, кому в нашем многострадальном Отечестве что - либо поручено- вообще в порученном не разбираются.
А уж в этом свете не такими трагическими кажутся присвоения генеральских званий барышням из Минобороны..
Когда ты носишь чистые погоны-вся эта лабуда про соотношение званий и должностей тебя вроде как и не особо касается. У тебя есть свой участок, своя зона ответственности, и ты стараешься сделать хорошо то, что тебе поручено. То ли ты просто по жизни человек, который привык хорошо делать то, чем занимаешься в данный момент времени, то ли тебя страшит возможность наказания за плохо сделанное-- не суть!
Но и с чистыми погонами солдат не всегда может избежать какой-нибудь, пусть и небольшой, но начальственной, должности.
К примеру, в комментариях к моим предыдущим текстам у многих гостей канала проскакивала мысль, что сержант /срочник - начальник караула - это никак невозможная вещь.
Мне можно не верить, но, однако, правда состоит в том, что у нас до поры, до времени начаальниками ходили ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО сержанты. Возможно, связано это было с тем, что и сам караул был невелик.
Судите сами - четыре наблюдательных вышки, одна из которых использовалась только при стажировке молодых солдат, а в остальное время пустовала. Первый и второй посты,при отсутствии отдельной досмотровой группы. Сам НК, соответственно, ПНК и ПНК/СРС. И повар. Ночью добавлялся патрульный, который должен был шариться по тропе и осматривать КСП вместе с СРСником, но на деле-в основном спал в караулке.
И был период, когда помощниками к начкару-сержанту в оба сменных караула заступали рядовые, даже не ефрейтора. И в то же самое время рядовой заступал дежурным по роте.
При этом в роте были свободные от службы сержанты.
Наш ротный интересы службы ставил превыше соблюдения неких формальностей. Ему было достаточно формулировки"в исключительных случаях" и"из числа наиболее подготовленных рядовых", или как там это звучит в Уставе? Но по смыслу-так.
Он нас, своих солдат, знал и прекрасно понимал, что этот рядовой, в случае надобности, и начкару своему способен подсказать то, до чего сам он, в, не дай Бог, экстремальной ситуации, возможно, не додумается. Или же попросту растеряется.
Исходя из этих же соображений он цеплял только пришедшего из учебки младшего командира стажером к ПНК-рядовому. И только после нескольких таких караулов выводил того самостоятельным помощником. Таким образом, присутствовала хоть какая-то гарантия, что действия новоиспеченного ПНК /а в перспективе - и начальника караула/ будут грамотными и адекватными в возможных нестандартных условиях.
А большинство читающих эти строки прекрасно понимают, что таковые условия могут возникнуть в ЛЮБОЙ момент.
Ты отходил в 100 караулов. И ни в одном из них не произошло ничего сверхъестественного. Всё привычно и ты расслаблен. Рутина. Болото.
А в 101-шарах! как мужик с печки свалился-и побег. Беспорядки. Да мало ли нештатных ситуаций в этом деле.
А вдруг этот 101 караул окажется ПЕРВЫМ для нового помощника. А действовать надо грамотно и чётко. А ещё необходимо добиться слаженности действий всего караула...
Потому наш командир роты и отдавал предпочтения рядовым солдатам в определённых случаях, не особо беспокоясь о самолюбии молодых младших сержантов.
*. *. *. *. *.
Таких рядовых в роте было двое-трое. Я к их числу не относился,хотя пару раз и сходил ПНК, и заступал дежурным по роте.
В один из дней июля 1992 года ротный вызвал к себе в канцелярию мл. сержанта Иванихина, рядового Каракулова и меня. Я де юре был ефрейтором. Но лычек не носил. У нас в роте было довольно много ефрейторов, но.... не принято было. Все СРСники ходили с лычками, остальным было элементарно лень этим заниматься-переделывать. Командиры смотрели на это сквозь пальцы.
Мне вспоминаются только пара человек, которые, после объявления приказа, бросились добывать галун и заниматься "присвоением очередного звания".
Итак, лычек я не носил и сам себя с этим званием не отождествлял. Когда то давно ротный между делом сказал мне, что я ефрейтор,я пожал плечами и забыл об этом. Соответственно, я забыл и все забыли. А молодые - так и не знали.
/ Если кто следит за моими текстами / спасибо! /, то не так давно я рассказал историю, как мы с узбеком Оскаром выводили сварщика Шевякова, и он у нас на выводе напился. ОсУжденный Шевяков пробыл в ШИЗО сколько там ему отмерили и опять оказался востребован. /
На этот раз работа для него нашлась непосредственно в караульном дворике.
Ротный ставит нам задачу - принять к выводу осУжденного Шевякова. И старшим назначает... меня.
От ворот батальона до КПП ИТУ идти минуту, от силы две. Если ещё остановиться и выкурить сигарету-пять.
Я был спокойным "дедом" - есть там где-то салаги, и есть. Главное - "на полах шуршат!", а в остальном меня эта тема не трогала. Это я к тому, что со мной они могли вполне нормально разговаривать. Без борзоты, конечно.
Всю дорогу до"зоны", включившую в себя перекур, младший сержант Иванихин жаловался на жизнь :
-Ну как же так, Лёха, - говорил он мне-вот я младший командир, а меня ставят обычным выводным, да ещё и под командой рядового...
Я, честно говоря, не мог понять этих его переживаний. Для меня это был обычный служебный эпизод. Ну побыл я два - три часа старшим, а потом разоружился, и-перестал им быть. И для Иванихина-так же, думал я.
Я ему, как мог, объяснил, про приоритет должности , про "наибольшую подготовленность" рядового состава крайнего периода службы, про ещё немыслимо количество караулов, которые ему предстоит провести в должности начальника .
И хотя мне казалось, что я был вполне убедителен, но младший сержант Иванихин на меня ещё долго обижался.
Сам он мне об этом не говорил, но я это ТОЧНО знаю.
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!