Сцена "Frank & Beans"* в фильме "Все без ума от Мэри" претендент на звание самой смешной сцены всех времен.
*поясню: Frank & Beans - название популярного блюда, где сочетаются бобы и сосиска. Карсон Ривз проводит аналогию между этим блюдом и событиями в сцене фильма, где у Бена Стиллера застревает половой орган в молнии штанов. Думаю, дальше пояснять не надо)
Тем, кто пытается написать отличный комедийный сценарий, необходимо изучить сцены, подобные этой.
Давайте начнём с основы комедии. Каждая хорошая шутка нуждается в установке и кульминации (setup & punch). Обычно это происходит так: чем короче промежуток времени между установкой и кульминацией, тем менее смешна шутка. Или, может быть, я должен сказать, тем менее "впечатляющая" шутка.
Причина этого очевидна. Вы меньше вложили в кульминацию. Представьте себе самую лучшую шутку в мире в стиле "тук-тук, кто там?". Самое большее, что вы получите от неё, - это небольшой смешок. Вы никогда не получите долгий продолжительный смех от шутки "тук-тук, кто там?".
Это не значит, что быстрые установки и кульминационные моменты не имеют своего места в комедии. Конечно, они уместны. На самом деле, в то время как вы настраиваете свои большие комедийные сцены и последовательности событий, вы должны использовать короткие и средние по длине установки и кульминации.
В "Все без ума от Мэри", главная причина, по которой сцена "Frank & Beans" так забавна, заключается в том, что братья Фаррелли потратили предыдущие пятнадцать страниц на подготовку кульминации. Пятнадцать страниц - это много времени для сценария. Это одна восьмая всего вашего фильма. Так что если всё, что вы делаете - это настраиваете сцену, то лучше, чтобы она была забавной.
Как выглядит настройка? Как я уже говорил, "настройка" комедии - это СОЗДАНИЕ СТАВОК. Делая ставки настолько высокими, насколько вы можете их сделать. Чем выше ставки во время сцены, тем больше мы будем смеяться, потому что для нас важно, чтобы персонаж преуспел.
Как только ваши ставки будут готовы, ваша цель должна состоять в том, чтобы уничтожить вашего персонажа. Бросьте его в худшую ситуацию, какую только можно вообразить. Пусть всё выглядит так, будто он не может добиться успеха. А затем продолжайте бомбардировать на него препятствие за препятствием.
Комедия, вероятно, больше, чем любой другой жанр, требует от вас ужасного отношения к своему главному герою. Юмор рождается из борьбы. Поэтому, конечно, вам нужно сделать вашему герою плохо. Это способ заставить их бороться. Если всё хорошо, им нечего преодолевать, и, следовательно, меньше возможностей для шуток.
На чём сосредоточился Тед (персонаж Бена Стиллера) в первые пятнадцать минут фильма? Он по уши влюбился в эту девчонку из школы, Мэри. Твоя первая любовь - это большое дело. Но Братья Фаррелли знают, что чем больше Мэри нравится Теду, тем выше ставки.
Заставить симпатичную девушку пойти с тобой на выпускной - это одно. Получить самую красивую девушку в мире, такую девушку, с которой у Теда никогда больше не будет шанса, резко повышает ставки. Поэтому братья Фаррелли придумали эту умную идею, что Тед помогает умственно отсталому брату Мэри, и это главная причина, по которой она влюбляется в него.
Позвольте мне внести ясность. Эта сцена и на одну десятую не смешна, если Мэри - просто какая-то симпатичная девушка, с которой Тед собирается на выпускной. Формируя все переменные, чтобы сделать эту возможность для Теда единственной в жизни, он настраивает нас на сцену, которую мы собираемся наблюдать. Когда Тед идёт в ванную, а затем, когда он застёгивает штаны, то случайно ловит свои особые части в молнию штанов.
Сочетание высоких ставок и "что самое худшее, что вы можете сделать со своим персонажем прямо сейчас" - вот что зажигает продолжительный смех. Что самое худшее, что может случиться? Он не может расстегнуть молнию. Что может быть дальше и ещё хуже? Семья узнает, что случилось, и подходит к двери.
С комедийной сценой, вроде этой, на которую вы потратили последние пятнадцать страниц. Вы МОЖЕТЕ ПРОДОЛЖАТЬ БРОСАТЬ НЕПРИЯТНОСТИ В СВОЕГО ПЕРСОНАЖА столько угодно. Вы не сможете сделать эту сцену с короткой установкой. На шутке не хватит "мяса", чтобы продолжать её. Но когда вы устроите всё так, как братья Фаррелли здесь, вы можете ПРОДОЛЖАТЬ БРОСАТЬ ВСЁ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ на своего героя.
Итак, сначала приходит папа. Ладно, это не то, чего хочет Тед, но, по крайней мере, это парень. Но тут входит мама. О боже, мама его подружки видит его в самом уязвимом состоянии, в котором он когда-либо был. Братья Фаррелли прекрасно понимают, что, приход новых людей - это забавно, но нужно искать шутки и в других местах.
Поэтому они добавляют весь этот сегмент, где родители даже не уверены, на что они смотрят, и нуждаются в каком-то объяснении. После того, как они не могут передать Теду, в чём заключается их вопрос, отец проводит аналогию: “Мы смотрим на сосиску или бобы?” Затем это приводит в действие особенного брата Мэри, который начинает кричать: "Сосиска и бобы!"
Здесь мы используем очень простой комедийный инструмент. ОБОСТРЕНИЕ. Мы делаем ВСЁ ХУЖЕ и ХУЖЕ для вашего героя. Каждый раз, когда мы думаем, что хуже быть не может - это происходит. Теперь в окне появляется полицейский. Затем пожарный. Опять же, это не работает с любой настройкой. Это работает только потому, что мы потратили 15 минут на подготовку этой сцены.
Ещё одна блестящая вещь, которую делают братья Фаррелли, - они сначала не показывают нам, что произошло. Вместо этого они показывают нам РЕАКЦИЮ КАЖДОГО на это. Реакционная комедия - одна из самых смешных комедий в мире.
Наблюдать за тем, как кто-то делает что-то глупое, может быть лишено смеха, пока мы не увидим озадаченную реакцию кого-то другого поблизости. Поэтому каждый раз, когда кто-то смотрит на ситуацию с застёжкой-молнией Теда, он испытывает отвращение. И каждый раз, когда мы видим их отвращение - мы смеёмся.
Кроме того, как и любой хороший комедийный писатель, вы не просто полагаетесь на установку, чтобы сделать свою работу. Вы всё ещё ищете второстепенные шутки, чтобы время от времени бросать их туда. Один из моих любимых случаев, когда отец приводит жену и оправдывает это словами: "Не волнуйся. Она стоматолог. Она точно знает, что делать". Реплика не смешная, если папа говорит: "Не волнуйся, она медсестра. Она будет знать, что делать". Именно "смежная профессия" делает реплику смешной.
Это ещё одна особенность комедии. Вы должны отключить свою логику на продолжительное время. Ваш логика создаёт для вас сюжет. Но некоторые из самых смешных реплик не имеют смысла, как эта. Что может знать стоматолог об этой ситуации? Вы находите такие решения сцен, когда отключаете логику.
Ещё одна забавная фраза приходит от полицейского: “Что здесь происходит? Соседи сказали, что слышали женский крик". Как будто всё было недостаточно унизительно с мужским достоинством Теда, болтающимся на молнии, а теперь его принимают за женщину.
Ещё одна маленькая, но забавная шутка заключается в том, что отец не воспринимает ситуацию так серьёзно, как следовало бы. Он думает, что это забавно, и начинает относиться к Теду как к предмету. - Иди сюда, - говорит папа, хватая Теда. Ты должен это увидеть, - говорит он полицейскому, показывая ему фиаско Теда с застёжкой-молнией. Это тонкая, но важная деталь в комедии: контраст приводит к смеху.
Когда кто-то находится в крайней опасности, и другой осознает эту опасность и пытается всеми возможными способами помочь ему, в этом нет ничего комедийного, потому что оба персонажа находятся на одной волне.
Но когда персонаж находится в опасности, а другой персонаж небрежно относится к этому, теперь вы найдёте комедию, потому что существует большой контраст между тем, что происходит, и тем, как на это реагируют.
Братья Фаррелли делают это и с другой шуткой. Что должен делать полицейский, когда кто-то ранен? Они ведь должны помогать, верно? Что первым делом говорит этот коп Теду? - О чём, чёрт возьми, ты думал??” Есть контраст в том, что он должен сказать, по сравнению с тем, что он говорит. Нет никакой шутки, если полицейский начинает вести себя по-настоящему обеспокоенным.
На самом деле, это отличный способ найти шутки. Подумайте о том, как ДОЛЖЕН ДЕЙСТВОВАТЬ персонаж, а затем заставьте его ДЕЙСТВОВАТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ОБРАЗОМ.
Это не всегда срабатывает. Но когда это происходит, это весело. Входит пожарный. Они показывают ему ситуацию Теда. Он не говорит: “О боже. - Ты в порядке?” Он просто начинает смеяться над Тедом.
Шутка, которая здесь довольно интересна, - это мама со спреем. Она иногда распыляет его на пенис Теда, когда он не смотрит. Я обнаружил, что эти типы шуток не очень хорошо работают в тексте, потому что это "визуальные шутки".
Визуальные приколы могут быть забавными. Но они, как правило, рождаются на съёмочной площадке. Я бы не стал тратить на них страницы сценария. Потратьте это время, пытаясь придумать такие строки: “О чём, чёрт возьми, вы думали?”
Сцена заканчивается также забавным образом. Режиссёры Фаррелли забирают у Теда всю власть. Это соответствует правилу: делай всё как можно хуже для своего персонажа. Тед пытается убедить всех, что с ним всё в порядке и он сам справится. Они игнорируют его и говорят ему, что они собираются сделать с ним (расстегнуть молнию).
Итак, подведём итог. Ваши сценарные комедийные сцены должны быть хорошо настроены. Чем больше вы настроите, тем выше будут ставки. Тем больше мы будем заботиться о ситуации персонажа. Чем больше мы будем вовлечены, тем больше будем смеяться. Как только они окажутся в такой ситуации, относитесь к ним ужасно.
Продолжайте бросать в них препятствия. Продолжайте спрашивать: "Что самое худшее, что я могу сделать с ними в этот момент?" В промежутках между большими шутками ищите умные короткие гэги. Вы найдёте много шуток через контраст. Кроме того, играйте с ожиданиями, а не с реализмом сцены.
Если вы будете следовать этому плану, вы тоже напишете весёлую сцену.
И не ошибитесь, одна великая комедийная сцена может стать сценарием. Действительно может. Потому что если кто-то "умрёт со смеху" во время вашей большой сцены, он захочет снять ваш фильм, даже если остальная часть сценария не идеальна. Потому что они знают, что могут попытаться сделать остальную часть сценария смешной. Так что есть большой стимул написать такую большую весёлую сцену.
Удачи!
Автор статьи: Карсон Ривз
Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс
(начало мая - конец июля 2021)
Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям
Курс подойдёт:
- начинающим авторам
- стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
- режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
- редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
- сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но запутались
- всем, кто хочет освоить сторителлинг
Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.
Make Russian Film Great Again!
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.