В 2017 году на Первом канале прошёл премьерный показ военно-драматический телесериал «По законам военного времени», снятый. режиссёрами Максимом Мехедой и Сергеем Виноградовым. В центре повествования - бригвоенюрист Главной военной прокуратуры Николай Мирский (Максим Дрозд), военный юрист 2-го ранга Иван Рокотов (Евгений Воловенко), военный юрист Главной военной прокуратуры Светлана Елагина (Екатерина Климова) и водитель Киевской военной прокуратуры старшина Григорий Федоренко (Александр Панкратов-Чёрный). Сериал получился динамичным, насыщенным всевозможными загадками и интригами. Зрителю впервые был предложен фильм о военных юристах времен Великой Отечественной войны. Что-то подобного раньше смотреть не приходилось.
Глядя на актрису Екатерину Климову, исполнительницу роли Светланы Елагиной, закралось сомнение в том, а правомерно ли на её груди носится юбилейная медаль «ХХ лет РККА»? И вот что удалось установить об истории этой награды.
Юбилейной медалью «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» была учреждена в 1938 году и ею награждались лица кадрового командного и начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского Флота:
- прослужившие в рядах РККА и ВМФ к 23 февраля (день Красной Армии) 1938 года 20 лет и участники гражданской войны, состоящие в кадрах РККА и ВМФ;
- награждённые орденом Боевого Красного Знамени.
Иван Рокотов, по сюжету фильма, в годы гражданской войны был награжден этим орденом и его мы видим на его гимнастерке. Рядом вполне уместная медаль «ХХ лет РККА». Светлане Елагиной в 1941 году не больше 30 и этой медали у неё не должно быть. В те годы статус наград, даже юбилейных, строго соблюдался. Эти же медали есть на груди целого ряда командного состава Красной Армии и НКВД, которые по возрасту и отсутствию других наград просто не могли их получить.
Ещё об одном отечественном телевизионном сериале хотелось бы поделиться впечатлениями. Действие телевизионного сериала «Легавый» (2012 г.) начинается в 1948 году. Бывший фронтовой разведчик, капитан Юрий Козырев (Эдуард Флёров), попавший в плен в последний день войны и получивший за это срок, выходит из лагеря. Теперь он полностью оправдан и восстановлен в правах. По дороге домой Козырев видит, что на склад напали бандиты. Фронтовая выучка помогает ему обзевредить банду. Майор милиции Грунин предлагает Юрию работу в органах, на Петровке, но Козырев хочет домой, в Петрово где он становится сотрудником уголовного розыска.
Вопросов, где должен работать после войны фронтовой разведчик, не вызывает. В кадрах фильма появляется майор госпезопасности, куда же без НКВД, Игорь Павликер в исполнении Михаила Горевого и начальник 5-го отделения милиции майор Сергей Докукин в исполнении Михаила Асанкина. Всё вроде бы обыденно для российских сериалов – коварный нквэдэшник, хороший сотрудник уголовного розыска. Вот только создатели фильма, режиссеры Рустам Уразаев и Сергей Артимович, костюмеры решили проблему костюмов, не задумываясь о том, соотносятся ли они с временем, когда происходит действие фильма. Одним сломом, наплевательски отнеслись к этому. Речь идёт об орденских планках на кителях Павлискера и Докукина.
Майор Павлискер возглавляет районный отдел НКВД, а на груди у него ордена Ленина, Боевого Красного Знамени и орден Отечественной войны I степени плюс еще пять орденов и медалей. В Советском Союзе высшей наградой был орден Ленина и вручался за особые заслуги. Если рассматривать только эти три ордена, Павлискер был очень заслуженным человеком, участником войны и по статусу должен бы занимать куда более высокий пост, чем начальник райотдела. На этом снимке начальник отделения милиции носит орденские планки юбилейных медалей – «60 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Вооруженных Сил СССР» и других. Даже медаль «За победу над Германией» не дали ему.
А вот на этом фото сверху - Докукин уже обладатель ордена Боевого Красного Знамени, ордена Отечественной войны и ордена Красной звезды.
В фильме очень много ляпов. Скорее всего сценаристы хотели преподнести зрителям очередную «клубничку» о коррупции в органах власти. Так, в заседании бюро райкома ВКП (б) принимают участие четыре человека. На самом деле, в состав бюро кроме первого секретаря и председателя райисполкома, входили начальник милиции, редактор районной газеты, первый секретарь райкома ВЛКСМ, начальник райотдела НКВД.
Почему-то российским создателям сегодняшних фильмов о войне или послевоенном времени СССР нравиться считать зрителя всеядным, готовым проглотить любую фантазию сценаристов и режиссеров. Одевать актеров в то, что подвернулось. Зритель не обратит внимание, но будет создаваться впечатление о героях фильма. Глубоко ошибаетесь господа! Мы внимательно следим за этими, казалось бы мелкими, ляпами. Отсюда и происходит сравнение с более правдивыми фильмами советских режиссеров, которые брали в работу качественные источники, основанные на книгах участников войны. Каждый фильм о войне или милиции консультировала большая группа специалистов. Сегодня всё это отдано на откуп создателей фильма, на консультантах можно неплохо сэкономить.