Современная цветографическая схема (ЦГС) пожарной техники в России появилась ещё в Советском Союзе. 18 декабря 1975 года постановлением №3943 Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР был принят ГОСТ-21392-75. Согласно ему, с 1 января 1977 года, пожарная техника должна была быть окрашена в красный цвет с белыми контрастирующими полосами вдоль кузова, на капоте, и задней стенке. В белый цвет должны были окрашиваться и двери кабины водителя (кроме легковых машин), на которых должен быть указан номер подразделения и название населенного пункта его дислокации. На задней стенке указывался номер подразделения и "краткое обозначение назначения транспортного средства".
Однако первые контрастирующие полосы на пожарных машинах появились за долго до принятия этого ГОСТ. Какого цвета они были? Где и когда это произошло? Ответ на эти вопросы в моём рассказе об истории изменений ЦГС на отечественной пожарной технике.
Сразу хочется отметить, что это не масштабное исследование, а всего лишь анализ доступных на данный момент исторических фотоматериалов, которые скопились у меня и моих коллег, увлеченных историей пожарной техники в России. Значительная часть из них это архивные фото Московского и Ленинградского гарнизонов. По другим регионам информации намного меньше. Но всё же на основе имеющихся данных постараюсь ответить на часто встречающийся вопрос: когда на пожарной технике появился белый цвет? А заодно расскажу окрас какого цвета, кроме красного, чаще всего встречается на пожарных машинах у нас в стране.
Определять цвета по чёрно-белым фотографиям дело весьма неблагодарное. Даже несмотря на современные программы, некоторые из которых весьма близко "угадывали" окрас машин, но всё же оставляли определённые сомнения. Но на помощь пришли цветные иллюстрации из старых детских книжек, в первую очередь со стихами Самуила Маршака "Пожар" и "Рассказ о неизвестном герое" ("Ищут пожарные, ищет милиция..."). Художнику, рисовавшему их, незачем было что-то придумывать - он изображал то, что видел своими глазами. К сожалению, некоторые иллюстрации, ещё несколько лет назад встречавшиеся в интернете, сейчас уже не нашлись через поисковик. Поэтому кое-где придётся верить мне на слово. Или не верить. Тут каждый для себя пусть сам решает...
***
До самого начала 1970-х годов пожарная техника в СССР в подавляющем большинстве была чисто красной и не имела каких-либо цветных вставок. Однако на некоторых архивных фото Ленинградского гарнизона пожарной охраны, начиная со второй половины 1940-х годов, присутствуют машины, выделяющиеся своим окрасом из общей массы.
На фотографиях, датированных 1947 годом, видно, что машины 1-й Пожарной части Ленинграда имели широкую контрастирующую полосу тёмно-бордового цвета (вроде бы была цветная иллюстрация такой машины в детской книжке, но на данный момент её найти не удалось).
Возможно, полосы на машинах 1-й Пожарной части появились как специальный отличительный знак "Передовой команды Ленинграда"- специального звания присваиваемого лучшей Пожарной части (команды) гарнизона. Во всяком случаи машины этой части некоторое время имели на дверях специальные таблички свидетельствовавшие об этом.
Но похожий окрас также имели автомобиль связи и автомобиль пожарной лаборатории на шасси ГАЗ-АА Ленинградского гарнизона.
Среди архивных фотографий ленинградского пожарного гарнизона конца 1940-х годов встречается и другая техника с подобными полосами. Однако ленинградцы были не единственными кто имел в те времена пожарную технику с полосами. В книге многоуважаемого Александра Карпова "ПОЖАРНЫЙ СПЕЦНАЗ. Том 2. Силы и средства" приведена фотография автомобиля газодымозащитной службы из Челябинска. Машина имеет контрастирующую полосу в светлой окантовке. Но по чёрно-белой фотографии о её цветах можно только предполагать...
А недавно нашлось ещё одно фото из Челябинска. На нём запечатлена пожарная автоцистерна оригинальной конструкции на шасси ЗИС-5. Предположительно, эта машина была изготовлена местными пожарными мастерскими. И в её окрасе присутствуют контрастирующие полосы. Белые или жёлтые...
В 1949 году вспомогательным отрядом технической службы УПО Ленинграда создаются четыре автонасоса на новом шасси ЗИС-150.
Все машины были нестандартно окрашены.
Самая первая из них была трёхцветной: тёмно-красный низ, жёлтый верх, и посередине контрастирующая полоса белого цвета. Возможно, именно этот автомобиль является "первой ласточкой" с белой полосой за двадцать с лишним лет до приятия ГОСТ-21392-75. И совершенно точно была цветная иллюстрация этой машины, но к сожаления сейчас найти её не удалось.
Ещё два автонасоса были обычного красного цвета, и имели вдоль борта две тонкие жёлтые полосы.
Четвёртая машина, возможно, имела обычный красный окрас с широкой жёлтой полосой. Точно сказать была ли там полоса или нет по имеющимся не очень контрастным фото сказать затруднительно. Однако существует иллюстрации к детским книжкам, и в частности к стихотворению С. Михалкова "Дядя Стёпа" с машиной с жёлтой полосой, отдалённо напоминающей данный автонасос.
Но трёхцветный автонасос на шасси ЗИС-150 был не одинок. В то же время, в конце 1940-х, в ленинградском гарнизоне появился автобус связи ЗИС-16, также в трёхцветным окрасе, с тёмным верхом, светлым низом и тоже с белой полосой. Достоверно утверждать не берусь, но похоже что верх был тёмно-красный, а низ жёлтый. Почти как на автонасосе, только красный и жёлтый поменяли местами.
К середине 1950-х этот автобус был перекрашен в чисто красный цвет.
И раз выше речь зашла про автобус, то стоит вспомнить ещё два, служивших в Пожарной охране, но сохранивших свой "гражданский" окрас.
Первый - это машина связи Ленинградского гарнизона на базе автобуса АТУЛ Л-3.
Второй - "автобус бытового обслуживания на пожаре" ЗИС-154, служил в Москве. Он относился к вспомогательной технике, и предназначался для принятия пищи и обогрева личного состава на длительных пожарах.
Оба автобуса сохранили заводской красно-жёлтый окрас, свойственный обычным городским автобусам того времени.
Это далёко не первые, и не последние "пожарки в гражданском окрасе".
В статье "Красная "Чайка" и её предшественники" я рассказывал про оперативные ЗИС-101 и ГАЗ-13 в чисто чёрном окрасе на пожарной службе. И таких примеров очень много, и мы ещё вернёмся к ним.
На фотографиях техники ленинградского гарнизона, датированных второй половиной 1950-х - начала 1960-х, начинают встречаться оперативные легковые машины ("Победа", ЗиМ, ГАЗ-69) у которых поверх обычного красного окраса нанесена тёмная (тёмно-бордовая?) полоса с надписью "ПОЖ. ОХРАНА". Был ли это чисто ленинградский вариант, или оперативные легковушки других гарнизонов тоже имели полосы, выяснить пока не удалось. К середине 1960-х от полос на ленинградских "оперативках" отказались, и все машины имели обычный, чисто красный окрас.
В конце 1960-х годов обращает на себя внимание окрас машин испытательных пожарных лабораторий разных гарнизонов. На чёрно-белых фотографиях они выглядят заметно светлее чем пожарная техника красного цвета. Подобные машины были замечены в Ленинграде (ГАЗ-22), Минске (ГАЗ-69), и Новосибирске (УАЗ-450). На каждой из них было разное количество полос. Об их истинном цвете сейчас можно строить лишь предположения...
На фоне местного, "гарнизонного творчества", особо выделяется машина Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования. В 1969 году он выпустил опытный экземпляр штабного автомобиля АШ-4(452)мод.79А. И по каким-то, пока неизвестным нам причинам, он имел оригинальный окрас - белый верх(?), красный низ. Однако в серийное производство эта модель была запущено в чисто красном варианте.
В 1969 году на Торжокском машиностроительном заводе в серийное производство была запущена автоцистерна АЦ-40(375) модель Ц1. Как видно из обозначения данная модель базировалась на шасси УРАЛ-375, на дверях кабины которых имелась заводская Z-образная выштамповка, напоминающая молнию. Не берусь точно утверждать у кого первого родилась идея выделять эту "молнию" белой краской, но совершенно точно к 1973 году (а возможно и раньше) такие пожарные УРАЛы с белой "Z" на дверях начинают массово появляются в разных уголках страны.
Возможно, к выделению "молний" белым цветом способствовали события 1972 года, в один из дней которого, по указанию руководства МВД СССР состоялось совещание представителей служб министерства (ВНИИ Противопожарной обороны, ВНИИ безопасности движения, Главного Управления Пожарной охраны) с представителями Всесоюзного научно-исследовательского института по нормализации машиностроения (ВНИИНМАШ) и Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), на котором было принято решение о разработке Государственного стандарта "Транспортные средства оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования". Перед группой разработчиков, в которую вошли все вышеперечисленные ВНИИ, ставилась задача пересмотреть цветографичесие схемы, световые и звуковые сигналы машин оперативных служб, с целью приведения их к единообразию и улучшению опознаваемости. Известно, что в период 1973-1974 годов проводились испытания различных схем окраса, их выделяемости и опознавания в потоке транспортных средств. В числе машин, на которых испытывался один из вариантов новой ЦГС, была знаменитая АЦ-40(130) вагонной компоновки, которая уже в 1972 году, на этапе проектных дизайнерских рисунков, была представлена в различных комбинациях красного и белого цветов.
К концу 1974 года уже был определён вариант новой ЦГС для пожарной техники. Именно в таком, знакомом нам по современным пожарным машинам виде - с белыми полосами и белыми дверьми, в ноябре 1974 года, проходит испытания опытный образец АЦ-40(375) модель Ц1А.
В следующем, 1975 году, с 9 по 17 июля в Москве проходит специализированная выставка "Пожарная техника-75". На кадрах документального фильма, посвящённого огневым испытаниям иностранной пожарной техники участвовавшей в выставке, среди машин обеспечения мелькает АЦ-30(130)-63А в новом окрасе. Была ли это старая машина перекрашенная силами Московского гарнизона, или это уже Прилукский завод так окрашивал новую технику, на данный момент выяснить не удалось.
Но сейчас совершенно точно можно утверждать, что лето 1975 года становится отправной точкой для перекраса старой техники в гарнизонах. По воспоминаниям ветеранов Пожарной охраны Новосибирска, они уже знали "по слухам", что будет новый ГОСТ, по которому на основной красный цвет будут нанесены белые полосы на борта машины и белые двери кабины водителя. Но всех нюансов и подробностей ещё не утверждённого документа им известно не было. Но по настоянию местного начальства, в качестве эксперимента, было решено самостоятельно перекрасить штабной УАЗик модели АШ-4(452)-79А. Кроме полос и дверей в белый цвет окрасили ещё и крышу. А вместо полос на передней части машины, под лобовым стеклом, нанесли цифры "01".
Подобные экспериментальные "пробы пера" были замечены и в других городах. В некоторых гарнизонах на часть машин стали наносить номер телефона пожарной охраны "01" на передние двери. Тут стоит уточнить, что в ГОСТ-21392-75 вообще не будет никаких упоминаний про нанесение телефона "01" ни на какую часть автомобиля, а на дверях нужно будет указывать номер подразделения.
На некоторых машинах Ленинградского гарнизона стали появляться белые полосы.
Были экземпляры сочетавшие и номер телефона на передних дверях, и белые полосы.
В столице Эстонской ССР, городе Таллине, были запечатлены машины с белой полосой на бортах и одной, очень широкой белой полосой на капоте. На боковинах капота тоже имели белые полосы, но более узкие.
Сам проект нового ГОСТ был принят только в сентябре 1975 года, а в окончательной редакции был утверждён отдельным постановлением в декабре.
Весной 1976 года по гарнизонам рассылается указание ГУПО МВД СССР начать массовый перекрас старой техники по новому ГОСТ-21392-75, с таким расчётом, чтобы к моменту вступления его в силу, с 1 января 1977 года, все машины в пожарных частях были уже перекрашены.
В это же время и вся новая пожарная техника выходящая из заводских ворот начинает окрашиваться в красно-белые цвета. Хотя возможно, продукция Торжокского завода и некоторые партии АЦ/АНР Прилукского завода окрашивались в новую ЦГС ещё во второй половине 1975 года.
К 1 января 1977 года подавляющее большинство пожарной техники в крупных гарнизонах уже соответствовали новым ЦГС. По фотографиям из архивов Ленинградкого гарнизона можно сделать вывод, что отдельные не перекрашенные экземпляры ещё встречались в первой половине года, но уже к лету были приведены в полное соответствие новым нормам.
Однако определённое количество пожарных машин по всей стране остались чисто красными. И этому даже можно найти объяснения. Например пожарные иномарки Москвы и Московской области в 1977 году не были перекрашены. Наверное посчитали что лучше оставить родной качественный "заграничный" окрас и не портить его отечественными красками. Некоторые из них в последствии всё же получили белые полосы и двери. А некоторые до конца своих дней оставались чисто красными.
Ко второй группе не перекрашенных машин относится техника ведомственных пожарных частей и добровольных пожарных дружин (ДПД). Там к пожарной технике относились по принципу "какая есть, главное что бы тушила", и внешнему виду не придавали значения - где-то могли перекрасить, где-то рисовали лишь полосы, а где-то оставляли как было. До сих пор в сельской местности встречается техника бывших ДПД, выпущенная не позднее 1976 года, в родном, чисто красном окрасе.
Но есть и третья группа не перекрашенных машин, объяснения которым я дать не могу. Не иномарки, не добровольцы. Например необъяснимо для 1982 года выглядит не перекрашенная АЛ-30(131) модель Л21 в столице Якутской АССР...
***
А какой основной цвет, кроме красного, чаще всего встречается на отечественной пожарной технике?
Ответ - зелёный, в различных оттенках вплоть до хаки.
Ещё в начале войны, летом 1941 года, в некоторых прифронтовых гарнизонах были отданы приказы о перекраске пожарной техники в защитный (зелёный летом, белый зимой) цвет. В 1947 году видный ленинградский специалист пожарного дела С.Г. Голубев вспоминал события из опыта войны:
"В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о покраске автомашин под цвет окружающей местности, а также о закраске всех блестящих частей. Эти мероприятия вызывают лишь ненужные расходы на периодическое перекрашивание машин и порождают небрежное отношение людей к технике. Из опыта известно, что ежедневная чистка медных предметов, касок, стволов, гаек, деталей на насосах и т. д. приучала бойцов к поддержанию порядка и вырабатывала заботливое отношение к боевой технике. Случайное загрязнение, какая-либо неисправность на фоне блестящих предметов и идеальной чистоты основных частей машин и оборудования всем бросалась в глаза. Бойцы, не ожидая указания, сами устраняли недостатки. Когда же автомашины покрасили (в защитный цвет) и при этом закрасили все, медные и никелированные части, то положение с содержанием техники несколько изменилось. В связи с этим в некоторых городах во время войны стали восстанавливать прежний (красный) наружный вид техники."
Однако пожарная техника "защитного" зелёного цвета встречается до сих пор. И дело тут вот в чём. Советские полноприводные грузовики, изначально разрабатываемые для военных, в подавляющем большинстве имели "военный" ("защитный") окрас. И даже та часть, что попадала в народное хозяйство, редко окрашивалась в "гражданские" цвета. К тому же для пожарных целей часто приспосабливали списанную из армии военную технику, в первую очередь дегазационно-обмывочные машины 8т311 и авторазливочные станции АРС-14. Иногда к пожарным попадали просто шасси или бортовые грузовики, которые оснащали самодельным или переставленным с других (списанных) АЦ пожарным оборудованием - цистернами и насосами. Но поскольку эти машины изначально были зелёными, то зачастую их не перекрашивали из-за нежелания вносить изменения цвета в документы, мол "пусть зелёная, нас и так устраивает! А перекрашивать и переоформлять документы мы не хотим!". И таких пожарных машин я повидал не мало. В основном в сельской местности или небольших городах. Иногда встречались и гибриды, у которых кабина оставалась зелёная, а пожарная надстройка красная.
Даже в Москве долгое время существовала такая зелёная "пожарка". Унифицированный моторный подогреватель УМП-350 применялся для отогрева пожарно-технического вооружения и гидрантов в зимнее время года.
Но техника окрашенная в хаки поступала к пожарным не только после списания из воинских частей и баз длительного хранения. Оказалось, что Торжокский завод, выпускавший дегазационно-обмывочные машины 8т311, поставлял их зелёными напрямую в пожарные части. Подтверждение тому нашлось в агитационном фильме "Боевой расчёт ДПД", снятом в 1987 году. На финальных кадрах мелькает как раз такая 8т311А, используемая в качестве обычной АЦ. При внимательном взгляде на эту машину хорошо заметно новую светотехнику: передние фары и габариты-поворотники под одним кожухом, и задние трёхсекционные огни. Такая комплектация была введена для ЗИЛ-131 в январе 1984 года. А это значит, что машине, запечатлённой в фильме, на момент съёмки было не более трёх лет, а то и меньше. Т.е. ни о какой базе длительного хранения, где машины простаивали десятилетиями, речи не идёт. Это была прямая поставка непосредственно с завода.
С середины 1980-х в нашей истории происходят обратные случаи, когда изначально пожарные, красно-белые АЦ, перекрашивали в армейский хаки. Скорее всего это был приказ ГУПО МВД СССР. В частности в Московском гарнизоне появляются АЦ-40(375)-Ц1А и АЦ-40(43202)ПМ-102Б целиком окрашенные в такой цвет. Тут стоит отметить, что ещё с середины 1960-х годов, когда в СССР освоили серийный выпуск пожарных АЦ с лафетным столом на крыше - модель ПМЗ-27А, тут же была разработана её модификация ПМЗ-27А/С ("С" означало "специальная"), с креплениями для защитных сеток на окнах. Данная модификация, кроме основной своей функции - тушения пожаров, могла использоваться для пресечения массовых беспорядков в качестве водомёта. В дальнейшем, при запуске в серию новых АЦ с лафетным стволом на крыше, базировавшихся на шасси ЗИЛ-131 и Урал-375/-43202, многие из них, сразу с завода, имели крепления для решёток, а сами решётки шли в комплекте. Но специальный индекс им не присваивался. Иначе говоря - пожарная АЦ с лафетным стволом уже изначально имела двойное назначение и могла использоваться как водомёт при пресечении массовых беспорядков. Но при этом они окрашивались в обычные пожарные цвета - красный, а затем в красно-белый, с номерами ПЧ на дверях. Но в середине 1980-х решили, что часть машин выделяемых для таких спецнарядов - дежурство на массовых мероприятиях, должны быть безликими, цвета хаки, без номера ПЧ, белых полос, и прочей пожарной атрибутики. Автор этих строк лично видел такие АЦ на дежурстве во время футбольных матчей. При этом они, как обычные красно-белые АЦ, стояли в расчётах пожарных рот (так тогда в Москве назывались ПЧ) и выезжали на тушение пожаров - на первом ходу могла стоять такая "зелёная" АЦ, а на втором красно-белый АНР. В то же время "обычные" красно-белые АЦ, наряду с безликими АЦ цвета хаки, также принимали участие в охране правопорядка на массовых мероприятиях. В общем и те, и другие выполняли одни и те же функции. Поэтому осталось непонятным, зачем требовался такой специфичный окрас. Последний раз АЦ такого цвета были замечены в Москве в середине 1990-х.
Подобные перекрашенные АЦ встречались во многих других гарнизонах. Например во Владимире АЦ-40(131)мод.137А в таком окрасе прослужили до 2004 года.
***
Какие ещё варианты окраса пожарной техники были в СССР?
Ответ на этот вопрос напрашивается только один - разнообразные.
Например в середине 1980-х годов авторемонтный завод "Ростовский", что в посёлке Ишня Ростовского района Ярославской области, освоил выпуск "машины пожарной, упрощённой" МУП-1 на шасси ГАЗ-53-12. Данная автоцистерна предназначалась для сельских ПЧ и колхозных ДПД, и предлагалась как на новом шасси, так и на шасси бывших в употреблении и предоставлявшихся заказчиком, в данном случаи колхозами. Завод монтировал цистерну и отсеки, окрашивая их согласно ГОСТ-21392-75. А вот кабину в красный не перекрашивали, всё по той же, озвученный выше, причине - что бы не менять документы. При этом поверх изначального (заводского) окраса кабины, а он мог быть разнообразным, наносились белые полосы на капот, а двери целиком окрашивались в белый цвет. В архивах была найдена рекламная листовка, рассылаемая по потенциальным заказчикам, где была запечатлена данная машина с голубой кабиной, белыми полосами, белыми дверьми, и красной надстройкой.
И именно машину такого окраса мне довелось лично видеть в одной из деревень Ярославской области.
Подобные упрощённые АЦ производились и другими небольшим авторемонтными заводами, или даже колхозными мастерскими. И зачастую их цветографические схемы были весьма вольными, наподобие вышеописанной МУП-1.
Ещё один пример. Бывшие цистерны для перевозки нефтеотходов переданные в объектовую пожарную часть, и переделанные там в автомобили воздушно-пенного тушения.
Ну а в наше время, иногда, стали попадаться пожарные машины окрашенные в такую ЦГС...
***
Продолжение темы окраса отечественной пожарной техники в статье "Пожарная техника цвета серебра".