Найти тему

2 ТИМОФЕЮ (ч.1): ВВЕДЕНИЕ

Оглавление

2 Тимофею написано в контексте выражения чувств старого воина сыну в благовестии. Это до какой-то степени напоминает мне волнующий момент того, как старый американский солдат, уходя в отставку, прощался со своими товарищами.

Свое обращение к Конгрессу 19 апреля, 1951 года генерал Дуглас Мак-Артур закончил так:

«В тот день, когда я пришел в армию, а было это еще в конце прошлого века, сбылись все мои мальчишеские надежды и мечты. С тех пор, как я принял присягу в Вест Пойнт, мир менялся много раз, и все мои надежды и мечты развеялись, но я до сих пор помню припев одной из самых популярных в то время солдатских песен, в которой с большой гордостью говорилось о том, что старые солдаты не умирают - они просто исчезают. И вот я, как те старые солдаты из песни, завершаю свою военную карьеру и просто исчезаю, старый воин, который старался исполнять свой долг так, как Бог дал ему способность видеть его. Прощайте».

Как замечательно подходят эти слова к посланию Павла своему сыну в благовестии, Тимофею (1:2; 1 Тим. 1:2). Нам неизвестно, знал ли Павел о том, что это письмо Тимофею - и нам - было прощальным, но он, этот истинный старый воин во Христе, вовсе не умер - он просто исчез!

И хотя мы не можем, сев рядом с Павлом, выспросить его о подробностях его миссионерских путешествий или последних дней в Риме, он пережил века. Своей сильной личностью и Божьим видением мира он укрепляет наш дух, формирует наш разум и пробуждает нашу волю к христианскому служению!

Внимательное чтение 2 Тимофею и осознание чувства, пронизывающего это послание, позволяет видеть слезы Павла и Тимофея на страницах оригинала. В этом послании трогает все: душа Павла, его надежда, его воспоминания и его учение.

ДУША ПАВЛА

Вдумайтесь в некоторые фразы, написанные в тюрьме старым воином Христа незадолго до своей смерти:

«Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа... Тимофею, возлюбленному сыну: ...непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих... приводя на память нелицемерную веру твою. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (1:1-6).
«Итак не стыдись... меня, узника Его...» (1:8).
«Ты знаешь, что все асийские оставили меня...» (1:15).
«Итак укрепляйся, сын мой. Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2:1-3).
«...Исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (4:5, 6).
«Постарайся прийти ко мне скоро» (4:9).
«При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили» (4:16).

Душа Павла, наверное, болела, а глаза были мокры от слез. И двадцать столетий спустя близкие ему по духу сердца так хотят надеяться, что Тимофей-таки пришел к нему до зимы!

Это чрезвычайно личное послание! Павел употребляет свое собственное имя один раз (1:1), а местоимение “я” - двадцать восемь раз. “Меня”, “мне” встречается двадцать шесть раз, а “мой” - одиннадцать раз, что в общем составляет цифру шестьдесят шесть, и все это в четырех главах (восьмидесяти трех стихах).

Оно в высшей степени предназначено лично для Тимофея: Павел называет его один раз по имени (1:2), а еще “возлюбленным сыном” (1:2) и “сыном моим” (2:1). Апостол обращается к Тимофею, двадцать пять раз говоря ему “ты”, дважды “ты сам” и пять раз “твой”. Приблизительно тридцать раз “ты” подразумевается в предложениях с повелительным наклонением. Шесть раз Павел говорит “мы”, шесть раз “нас” и пять раз “наш”, что в сумме составляет более восьмидесяти тех или иных обращений к Тимофею в четырех главах!

НАДЕЖДА ПАВЛА

Личное положение Павла и его переживания отражены в этом послании такими ключевыми словами, как “узник” (1:8), “узы” (1:16; 2:9) (“тюрьма”, “цепи”; Современный Перевод). Свои обстоятельства он определяет как время страдать (1:12; 2:9, 12; 3:11, 12; 4:5). Но это было время, когда надо было не стыдиться (1:8, 12, 16; 2:15), но “терпеть”, потому что Господь избавит от страданий (3:11; 4:17, 18). Для христиан это было время, которое требовало относиться друг к другу с особым вниманием (1:17; 4:9, 21). На такой вывод указывают ключевые слова в призывах Павла к Тимофею проявить стойкость в испытаниях (глава 1), быть добрым воином (глава 2), беречь себя (глава 3) и исполнить свое служение, как это сделал сам Павел (глава 4).

ВОСПОМИНАНИЯ ПАВЛА

По ряду причин можно сказать, что Павел стоит одной ногой в прошлом, а другую занес в будущее. Он видит себя старым воином, готовым перейти с одного стратегического плацдарма своей жизни на другой, еще более славный.

Павел помнит (и хочет, чтобы Тимофей также не забывал) своих прародителей (1:3), мать Тимофея и его бабушку (1:5; 3:14, 15), то, как он возложил руки на Тимофея, чтобы передать ему “дар Божий” (1:6), тех, кто оставил его (1:15; 2:17, 18; 4:10, 14-16), а также тех, кто покоил и избавлял его (1:16-18; 4:11, 17, 18).

Павел с нетерпением смотрит в будущее. Он предвкушает “жизнь и нетление” (1:10), спасение во Христе (2:10) и венец правды (4:8), когда Господь сохранит его “для Своего Небесного Царства” (4:18).

УЧЕНИЕ ПАВЛА

Красной нитью через все послание проходит мысль, которую Тимофею никак нельзя было проглядеть: о стратегическом месте Божьего Слова в его жизни. Павел двадцать раз обращается к этому славному откровению свыше, давая ему четырнадцать различных названий: “воля Божья” (1:1), “свидетельство Господа нашего” (1:8), “благовестие” (1:8, 10; 4:17), “образец здравого учения” (1:13), “добрый залог” (1:14), “благовествование мое” (2:8), “слово Божие” (2:9), “слово истины” (2:15), “истина” (2:18, 25; 3:7, 8; 4:4), “вера” (3:8), “священные писания” (3:15), “Писание богодухновенное” (3:16), “слово” (4:2), “здравое учение” (4:3).

Евангелист, который хочет достойно служить Богу, не должен ни на йоту отступать от Библии! Это подчеркивают не только слова Павла, которые он тщательно подбирает, чтобы обосновать свою мысль, но также и перечень событий с вплетенными в него именами людей, которые отошли от Павла и от истины:

1. Фигелл и Ермоген (плюс все асийские) оставили Павла (1:15).

2. Именей и Филит, чьи слова будут распространяться, “как рак”, отступили от истины (2:17, 18; 1 Тим. 1:20), оказав губительное воздействие на веру некоторых христиан.

3. Некоторые нуждаются в наставлении, так как прекословят истине. Они попали в сети дьявола, который “уловил их в свою волю” (2:25, 26).

4. Вследствие целого ряда прегрешений против истины предвидятся “времена тяжкие”. Люди будут “всегда учиться и никогда не смогут дойти до познания истины”, а, наоборот, станут “противиться истине” (3:1-8).

5. “Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь”, - говорит Павел (3:13).

6. Некоторые отвергнут “здравое учение”, будут выбирать себе учителей по своим собственным прихотям “и от истины отвратят слух и обратятся к басням” (4:3, 4).

7. Димас оставил Павла, “возлюбив нынешний век” (4:10).

8. Александр медник причинил много зла Павлу и “сильно противился нашим словам”, поэтому Тимофей должен остерегаться его (4:14, 15).

9. Павел говорит, что “все оставили” его, когда над ним вершился суд (4:16).

При таком огромном количестве плохих, злых и несправедливых людей и обстоятельств, окружавших Павла, не удивительно, что апостол очень хотел, чтобы Тимофей “держался образца здравого учения” и хранил вверенный ему “добрый залог” (1:13, 14).

ТРОГАТЕЛЬНОЕ ПРОЩАНИЕ ПАВЛА

Прощальные вдохновенные слова доблестного старого воина креста насыщены нежным чувством. Эти богоданные строки дошли до нас, живущих в “последние дни”, о которых говорилось, что с ними придут “тяжкие времена”, а “обманщики будут преуспевать во зле” (3:1, 13). Слова эти побуждают нас читать внимательно, не упуская ни одной просьбы, ни одного задания, ни одного предостережения. Мы можем обладать такой же уверенностью, какая была у Павла на пороге смерти, а его Избавитель от всякого злого дела сохранит и нас “для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь” (4:17, 18).

КОГДА ОНО БЫЛО НАПИСАНО?

Дата написания этого послания точно не известна, однако Рональд Уорд достаточно обоснованно выдвигает “ряд предположений”:

«...2 Тимофею было написано апостолом Павлом за несколько недель или месяцев до смерти (4:6), из Рима (1:17; 4:20-21). По-видимому, это был конец лета или начало осени, но год зависит от ответа на спорные вопросы хронологии жизни Павла, особенно последних нескольких лет. Дата, приписываемая посланию, находится где-то в пределах 64-68 гг. По одной из теорий, Павел был казнен во время волны террора, последовавшей за великим пожаром в Риме, когда Нерону нужен был козел отпущения и на эту роль как нельзя лучше подошли христиане. В таком случае, послание было написано в 64 г. по Р.Х., т.е. тогда, когда произошел пожар (ср. I Климент 5:7; 6:1). Другие относят смерть Павла к последнему году правления Нерона, то есть к 68 г. Остается только сожалеть об отсутствии точной даты, но с этим надо смириться. Это не может отвлечь нас от ценности послания с трогательными последними словами апостола, обращенными к Тимофею - и ко всем нам».

ЛЮДИ ВО 2 ТИМОФЕЮ

Акила и Прискилла

“Приветствуй Прискиллу и Акилу...” (4:19).

Павел через Тимофея передает привет этим друзьям из Понта. Павел работал с Акилой и его женой Прискиллой (изготовителями палаток) в Коринфе, и они же сопровождали Павла в Эфес. Их изгнали из Рима вместе со всеми другими иудеями по приказу Клавдия.

Александр медник

“Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!” (4:14).

Павел говорит, что этот человек причинил ему много зла. (Может быть, он предал его властям, став причиной его ареста). Возможно, это тот же самый человек, о котором говорится в 1 Тим. 1:20, но не исключено, что профессия упоминается для того, чтобы не путать его с другим Александром. Павел предупреждает Тимофея, чтобы тот остерегался его.

Давид

“Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему” (2:8).

Указание на царя Давида является напоминанием о том, что Иисус Христос есть Мессия, исполнивший иудейские пророчества многих поколений.

Димас

“Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику...” (4:10).

Павел упоминает Димаса как своего сотрудника в Кол. и Флм. 24. Однако, “возлюбив нынешний век”, он ушел в Фессалоники, оставив апостола в Риме в ожидании казни.

Евника

“Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лойде и матери твоей Евнике...” (1:5).

Мать Тимофея, Евника, была верующей иудеянкой из Листры (см. Деян. 16:1).

Еввул, Пуд и Лин

“Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул и Пуд, и Лин и Клавдия, и все братья” (4:21).

Эти римские ученики приветствовали Тимофея через Павла.

Ераст

“Ераст остался в Коринфе, Трофима же я оставил больного в Милите” (4:20).

Этот сотрудник Павла был в Коринфе, когда Павел ждал казни в Риме. Ранее Ераст был послан в Македонию в качестве спутника Тимофея (Деян. 19:22). Возможно, это тот же человек, что и казначей города Коринфа, которого обратил Павел (Рим. 16:23). Это имя вырезано в плите дороги древнего Коринфа, которая известна под названием “Ерастова мостовая”.

Ианний и Иамврий

“Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере. Но они немного успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми, как и с теми случилось” (3:8, 9).

Эти чародеи при дворе фараона противились Моисею (Исх. 7:11). Павел говорит Тимофею, что люди, так же развращенные умом, появятся в будущем, и с ними потребуется суровое обращение.

Именей и Филит

“И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру” (2:17, 18).

Эти лжеучителя были прокляты (см. 1 Тим. 1:20). Они учили тому, что воскресение уже было.

Карп

“Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил у Карпа, и книги, особенно кожаные” (4:13).

Карп был тем человеком в Троаде, у которого Павел оставил некоторые свои вещи, когда шел в Рим после своего второго ареста.

Клавдия

“...Приветствуют тебя Еввул и Пуд, и Лин и Клавдия, и все братия” (4:21).

Павел посылает приветствие Тимофею от этой ученицы из Рима. Невдохновенное предание говорит, что Клавдия была британской принцессой, чей отец, царь Когидубн, взял себе имя Тиверия Клавдия. Пуд, упомянутый в том же стихе, возможно, был ее мужем.

Крискент

“...Крискент [пошел] в Галатию...” (4:10).

Этот соработник Павла ушел в Галатию до казни Павла.

Лойда

“Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лойде и матери твоей Евнике...” (1:5).

Лойда, верующая иудеянка, была бабушкой Тимофея. Павел приводит ее Тимофею в качестве похвального примера веры.

Лука

“...Один Лука со мною” (4:10).

Этот возлюбленный врач (Кол. 4:14) был автором одного из синоптических Евангелий и книги Деяний. Лука странствовал с Павлом (Флм. 24) и был единственным товарищем, кто остался рядом с ним в то время, когда он просит Тимофея поторопиться прибыть в Рим до своей казни.

Марк

“Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения” (4:11).

Автор одного из синоптических Евангелий и племянник Варнавы, Марк сопровождал своего дядю и Павла в первом миссионерском путешествии. Павел не захотел взять его с собой во второе миссионерское путешествие, потому что он оставил их в первый раз, когда группа готовилась начать свою работу в Галатии. Однако, думая о своей казни, Павел настоятельно просит Тимофея привезти к нему Марка, потому что тот был полезен для служения.

Моисей

“Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере” (3:8).

Павел говорит Тимофею о Моисее, как о руководителе Божьего народа, который устоял против коварных и обманных действий Ианния и Иамврия, чародеев при дворе фараона. Тимофею тоже предстояло столкнуться с недобрыми людьми в своей работе для Господа.

Онисифор

“Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих” (1:16).
“Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифора” (4:19).

Этот христианин из Эфеса искал Павла, нашел его и помог ему в Риме. Возможно, его дружба с апостолом стоила ему жизни, так как Павел посылает приветствие и просит Господа дать милость “дому Онисифора”, а не “Онисифору и его дому”.

Тит

“...И пошел... Крискент в Галатию, Тит в Далматию” (4:10).

Тит был проповедником, как и Павел. Павел информирует Тимофея о том, что он, в виду своей неотвратимой казни, послал Тита в Далматию (римская провинция Иллирик, современная Албания).

Тихик

“Тихика я послал в Ефес” (4:12).

Этот христианин из Малой Азии сопровождал Павла из Греции в Иерусалим и был им отправлен с письмами в Эфес, Колоссы и к Филимону. Очевидно, это он учил колоссян, и он же просил Павла, чтобы тот помог ему справиться с ересью, которая позже проникла в Колоссы. О нем упоминается в Деян. 20:4; Еф. 6:21; Кол. 4:7; 2 Тим. 4:12 и Тит. 3:12.

Трофим

“Трофима же я оставил больного в Милите” (4:20).

Этот сотрудник Павла заболел и был оставлен в Милете. Тот факт, что Павел, обладая силой исцеления, не вылечил своего друга, является ярким свидетельством того, что целью новозаветных чудес было подтверждение божественного послания. Однажды подтвержденное, Слово не нуждается в повторном подтверждении (см. Ин. 20:30, 31).

Фигелл и Ермоген

“Ты знаешь, что все Ассийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген” (1:15).

Эти лжеучителя упоминаются Павлом в числе тех асийцев, которые отошли от апостольского учения.

МЕСТА ВО 2 ТИМОФЕЮ

Антиохия, Икония и Листра

“В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь” (3:11).

Павел и Варнава проповедовали в этих городах во время первого миссионерского путешествия. Антиохия Писидийская была недалеко от Иконии и Листры, которые находились в Ликаонии (область в современной Турции).

Асия

“Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген” (1:15).

К этой римской провинции принадлежал Эфес. Павел говорит, что все асийцы отвернулись от него.

Коринф

“Ераст остался в Коринфе...” (4:20).

Коринф был город в Ахайе. Павел оставил там Ераста в виду своей неминуемой казни.

Далматия

“...Крискент [пошел] в Галатию, Тит в Далматию” (4:10).

Павел отправил Тита в Далматию, провинцию Иллирик, продолжать работу в виду своей приближающейся смерти.

Галатия

“...Крискент [пошел] в Галатию...” (4:10).

Павел отправил Крискента работать с церквами Галатии, центральной провинции Малой Азии. Он должен был продолжить там работу в виду близкой смерти апостола.

Милет

“...Трофима же я оставил больного в Милите” (4:20).

В этом городе Асии на своем последнем пути в Рим Павел оставил больного товарища по работе Трофима.

Фессалоники

“Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику...” (4:10).

Димас отправился в этот город Македонии, когда оставил Павла.

Троада

“Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные” (4:13).

Павел сообщает Тимофею, что в этом портовом городе Асии он оставил свой плащ, книги и пергаментные свитки. Он хочет, чтобы Тимофей как можно скорей пришел в Рим и привел с собой Марка, чтобы тот получил задание (4:11-13), а также принес ему эти вещи.

2 ТИМОФЕЮ ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Павел призывает Тимофея (1) не терять мужества перед лицом гонений, (2) передавать евангелие верным людям, (3) противостоять лжеучителям, (4) избегать бесплодных споров, (5) полагаться на вседостаточность богодухновенного Слова и (6) прийти и послужить Павлу в его последние дни.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи