Найти в Дзене

1 ТИМОФЕЮ (ч.18): СВЯЗЬ МЕЖДУ БЛАГОЧЕСТИЕМ И БОГАТСТВОМ

Оглавление
«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего...» (1 Тим. 6:6-11).

ПРИОРИТЕТ, КОТОРЫЙ ВОЗНАГРАЖДАЕТСЯ (ст. 6-8)

От предостережений против возмутителя спокойствия Павел переходит к положительному приоритету, который вознаграждается. Его совет имеет особое практическое значение для нашего времени. Ни одно поколение не было столь меркантильно и не владело таким объемом собственности, как наше. Как важно, чтобы во все эпохи мы, христиане, не забывали о своих приоритетах, если хотим избежать вещизма, уводящего нас от вечных ценностей и принципов, которые Павел здесь излагает Тимофею.

“Великое приобретение - быть благочестивым и довольным” (6:6). Вот как звучала одна из поговорок иудейских раввинов: “Кто богат? Тот, кто доволен своей судьбой”. Давайте рассмотрим этот принцип в контексте Фил. 4:4-7, 11-13 и взглянем на пять прекрасных даров, которые приносят удовлетворенность христианину, когда он растет в благочестии:

1. Безопасность: “Господь близко” (Фил. 4:5; см. Евр. 13:5, 6; Мф. 28:20). На греческом языке эта фраза дословно говорит, что Господь у твоего локтя!

2. Удовлетворение нужд: “Открывайте свои желания пред Богом” (Фил. 4:6; см. Мф. 6:25-33). Наша достаточность - Бог, а не церковный казначей!

3. Духовное озарение: “И мир Божий... соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” (Фил. 4:7; см. Деян. 16:25, 26; 2 Кор. 8:1-3; 2 Тим. 4:7, 8). Если бы мы истинно хранили свои сердца и мысли, разве это не устранило бы большинство наших проблем и переживаний?

4. Довольная душа: “Я научился быть довольным тем, что у меня есть” (Фил. 4:11; см. 2 Тим. 4:17, 18). Такое не приходит к человеку само собой, но он может познать это славное состояние. Кто-то написал: “Еда, одежда и жилье на один день - вот все, что нам нужно; и если ты умрешь до полудня, то окажется, что у тебя было даже в два раза больше, чем нужно”.

5. Сильный дух: “Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе” (Фил. 4:13; см. Рим. 8:31-39; 2 Кор. 9:8-11; Еф. 3:20, 21).

Приход в эту жизнь не зависит от материального достатка (Лк. 2:7), и уйти из этой жизни все равно придется - материальные накопления тут ничего не поделают (Лк. 16:19-25). Кто-то сказал: “Помните, что в день вашей смерти все, чем вы владеете, сразу же перейдет в руки других, но кто вы есть будет вашим вечно” (см. Лк. 12:13-21). Как вы оцените свою жизнь прямо сейчас? Через пять минут после своей смерти? Как вы оцените ее в вечности? Что более важно, как Бог оценивает вашу жизнь?

Удовлетворение физических потребностей человека сводится к тому, чтобы укрыть его, когда ему холодно, и накормить, когда он голоден. Все остальные желания идут от ума. Этим можно объяснить философию Эпикура. Когда его спросили, в чем секрет счастья и довольства, он ответил: “Не увеличивать материальное состояние человека, но ограничить его желания”.

Благочестие даст удовлетворенность той части человека, которая будет судима (Еккл. 12:13, 14; 2 Кор. 5:10). Поэтому всем недовольным людям будет полезно проверить, каковы их цели (Мф. 6:31-33; Иак. 4:1-4).

Иисус предупреждал об “обольщении” богатства (Мф. 13:22), а не просто о богатстве. Мы не можем избежать воздействия желания на наш жизненный стиль. Когда слишком много “хочу” входит в нашу жизнь, удовлетворенность удушается. Горе тому, у кого царские вкусы, но нищенские доходы! Горе тому благовестнику, приоритет которого - деньги, а не его служение, который больше стремится к накоплению богатства, чем к божественным принципам и понятиям, которого больше беспокоит звонкая монета, чем обращение других ко Христу!

ПРИОРИТЕТ, КОТОРЫЙ НЕ ВОЗНАГРАЖДАЕТСЯ (ст. 9-11)

В стихах 9 и 10 Павел говорит об утратах, которые настигают тех, для кого делом первостепенной важности становится материальное благополучие.

Утрата свободы (6:9). Сребролюбивый человек, впавший “в искушение и в сеть”, начинает катиться под горку в самый низ (см. Мф. 19:16-22; Мк. 10:17-22). Сначала приходит коварное желание, или “искушение”. Это соблазнительное желание уловляет человека в “сеть”. Когда же человек начинает склоняться навстречу данной похоти, вдруг оказывается, что обратного пути нет. (То есть, уже слишком поздно пытаться предотвратить зло. По Божьей благодати мы можем устоять перед любым грехом, но для этого нужно, чтобы наши действия соответствовали Его плану). Зачастую неправильный выбор приводит к тому, что человек пытается оправдать первоначальный безрассудный поступок, открывая дверь следующей стадии, упоминаемой Павлом.

Утрата способности логически мыслить (6:9). Падение вводит грешника “во многие безрассудные и вредные похоти” (см. 2 Пет. 2:15; Чис. 22:2-21; 23:1-11). Когда человек достигает такой стадии, остается очень мало надежды на его выздоровление (см. Евр. 6:4-6; Прит. 1:24-31). Давайте рассмотрим природу этих похотей.

Они “безрассудны”. Неразумные желания ведут к погибели! Если только их жертва не найдет в себе силы отказаться от них, он наверняка будет горько сожалеть об этом в вечности: “Почему, о, почему я так поступал? О чем я думал?” Нас предупреждают: “Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти” (Прит. 14:12).

Они “вредны” и разрушительны. Как все-таки сильна страсть! Человек может знать о том, что она мучительна, что грех и жадность ведут к разрушению, душевной боли и полному уничтожению, и все равно будет хватать еще и еще! Логика и истина кричат о том, что это бессмысленно, но тот, кто пребывает в рабстве у страсти к богатству, утратил способность здраво мыслить!

Утрата души (6:9). Страсть к обогащению “погружает людей в бедствие и пагубу”. Слова Павла рисуют перед нами картину тонущего человека, который все глубже и глубже погружается в грех, пока совсем не отделяется от всего доброго и не предстает перед “пагубой”. Никакие слова не могут точнее описать эту утрату души.

Утрата чистоты (6:10). “Ибо корень всех зол есть сребролюбие”. Не сами по себе деньги, но любовь к ним губит и распинает душу. История Ахана показывает, как это все происходит. В Иис. Н. 7:21 он говорит: “...Увидел я... взял... спрятал”. Ахан согрешил и затем пострадал. “Любовь к деньгам, - говорил Демокрит, - центр всех зол”. Филон указывал на любовь к деньгам как на стартовую площадку величайших преступлений перед законом. Любовь к деньгам завладела многими чистыми людьми и осквернила их.

Утрата веры (6:10). Вследствие этого порока люди “уклонились от веры” (1 Тим. 1:18-20; Тит. 1:10, 11). Ради презренного металла люди обрекали на гибель целые семейства. Вместо того, чтобы победить мир, человек, отвергший свою веру, оказывается побежденным миром (1 Ин. 5:4).

Последнее - это утрата удовлетворенности (6:10). Пошедшие этим путем люди “сами себя подвергли многим скорбям” (см. Мф. 26:24, 25; 27:3-5; 2 Кор. 7:10). “Печаль мирская производит смерть”. Иуда Искариот познал эту печаль, а причиной его страданий была любовь к деньгам. Те, кто любит богатства мира, “причинили себе многие острые страдания”. Велики утраты, к которым ведет это коварное зло!

В 6:11 апостол делает логический вывод. Как верно предупреждение и наставление Павла: “Ты же, человек Божий, убегай сего”. Бог призывает: “Не иди в этом направлении ни в поступках, ни в мыслях. Соблазн может оказаться слишком сильным, а мучительная расплата слишком дорогой!” Человек может встать на гораздо лучший путь. Во 2 Тим. 2:22 Павел пишет: “Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца”. Эти лучшие устремления являются следующей темой Павла.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи