Найти в Дзене

1 ТИМОФЕЮ (ч.15): УВАЖЕНИЕ К ВДОВАМ

Оглавление
«Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц» (1 Тим. 5:3-16).

Вдовы в церкви, несомненно, заслуживают того, чтобы их “почитали” (5:3). В церковной работе легко пренебречь вдовами. Мы считаем, что от них мало пользы, или думаем: “Что их беспокоить”. На самом же деле они, в своем одиночестве, могут как раз хотеть служить, и участие в церковных делах пошло бы им только на пользу.

КТО ДОЛЖЕН ПОМОГАТЬ ВДОВАМ? (ст. 4, 16)

Внимание и заботу о вдовах должны, в первую очередь, проявлять ближайшие родственники: дети и внуки (5:4). Уважение и почтение, которое дети или внуки должны оказывать вдове, можно сравнить с тем почитанием, какое должно оказывать Богу как нашему небесному Отцу. Вот характер нашего отношения к овдовевшим родственницам: мы должны “почитать” их (“применять свое благочестие на деле”; Современный Перевод).

Надлежащий характер отношения предполагает и некоторые затраты. Требование “воздавать должное родителям” божественно и потому справедливо. Оно предполагает, что заботиться о родителях мы должны не только делом, но и словом. Уильям Барклей указывает три направления, в которых мы можем выражать свое почтение к родителям:

«...Мы должны уплатить самый первый, самый большой и самый старый долг, ибо все, что человек имеет, принадлежит тем, кто дал ему жизнь и взрастил его, и он теперь должен всеми доступными ему средствами служить им: во-первых, своим имуществом, во-вторых, своим телом и, в-третьих, своей душой, возвращая им долги за их заботу и тяжелый труд, посвященный ему в далекие дни его младенчества, которые он в состоянии вернуть теперь, когда они состарились и крайне в этом нуждаются».

Источник этого указания относительно затрат чрезвычайно важен: “Сие угодно Богу”. Эта фраза подразумевает, что иное не угодно Богу. Бог всегда по-особому заботился о вдовах - об этом сказано как в Ветхом, так и в Новом Заветах (См. Исх. 22:22; Втор. 10:17-19; 24:19-21; 26:12; 27:19; Зах. 7:9, 10; Мал. 3:5; Деян. 6:1-6; Иак. 1:27). Относиться к вдове по-библейски - значит относиться бережно и заботливо.

«Мы живем в такое время, когда даже самые святые обязанности перекладываются на государство и когда мы в очень многих случаях ждем от общественной благотворительности того, что должно делать личное благочестие. Помощь родителям имеет две стороны. Во-первых, это оказание чести. Это единственный способ для сына или дочери выразить свое почтение и уважение, которые он носит в сердце. Во-вторых, это признание прав любви. Это любовь, выполняющая свои обязательства по отношению к любви. Это плата за любовь, полученную тогда, когда в ней нуждались, любовью, отдаваемой тогда, когда в ней нуждаются; ведь только любовью можно заплатить за любовь» (Барклей).

В 1 Ин. 4:8 мы читаем: “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (см. также ст. 19-21). Воистину, мы должны руководствоваться Божьим образцом, а не современными стандартами общества и безразличием окружающих!

Павел упоминает “истинных вдовиц”. Это такие, которые совершенно одиноки, которые бездетны. У них нет никого из близких родственников, кто бы мог позаботиться о них. В таких случаях церковь или заинтересованные братья должны прийти им на помощь.

Павел предлагает еще один способ заботы о вдовах - силами отдельных членов церкви, в частности, силами любой крепкой женщины (5:16). В таком случае церковь не будет “обременена”. Вырисовывается картина церкви, перегруженной ненужными проблемами, так как некоторые слишком требовательны или своими незначительными просьбами отвлекают на себя постоянное внимание. Павел учит тому же во 2 Фес. 3:7-10, когда говорит о нашем христианском духе. В наши дни появление вереницы душ, пытающихся жить за счет церкви, нигде не работая, становится просто трагедией.

ЧТО ДОЛЖНА ДЕЛАТЬ ВДОВА? (ст. 5)

Слова Павла - великолепный урок того, как помочь пожилым людям справиться с обстоятельствами. Если вдова “одинокая”, она должна надеяться на Бога (см. Деян. 20:32; Кол. 3:1-4; 1 Пет. 5:6, 7) и в своих просьбах и молитвах положиться на Его вседостаточность (см. 2:1). Когда у нее возникает какая-либо нужда, она идет с ней к Богу и пребывает в молениях “день и ночь”. В то время как обстоятельства могут ограничить ее связи с людьми, она может укрепить свою связь с Богом.

ЧЕГО НЕ ДОЛЖНА ДЕЛАТЬ ВДОВА? (ст. 6, 7)

Вдова должна избегать необдуманной погони за удовольствиями, проявления сластолюбия (5:6). Нужно испытать одиночество, столкнуться с ежедневной борьбой за выживание, ограничить себя в еде или даже вообще некоторое время не есть, чтобы понять, как жизнь вдовы может разжечь пламя желания. Такое желание испытать хоть мгновенное удовольствие или наслаждение (доступное другим) может смести моральные и духовные барьеры. Женщина может предаваться соблазнам и удовлетворять голод одиночества различными путями, о которых Павел емко сказал одним словом: “сластолюбивая”. В Пс. 72:2-28 описывается подобный тип мышления. В стихе 17 мы находим поворотный момент, подобный тому, что Павел рекомендует вдовам. Он дает абсолютно новую оценку жизненных обстоятельств и мудро пролагает путь, который может принести удовлетворенность, а не горькое раскаяние.

Павел заверяет нас, что сластолюбивая вдова не облегчит свою печаль и не найдет средства от трудностей. Зато погружение в сластолюбивые, греховные удовольствия приведет к смерти еще при жизни.

Мудрые слова Павла, обращенные к разным возрастным группам и вдовам - не рекомендации; это “приказ” (Современный Перевод). Павел велит Тимофею “внушать сие” братьям. Добрый плод послушания очевиден: все, кто будет повиноваться этим наставлениям, будут “беспорочны” (греч. анэпилептос; 5:7).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О НЕБРЕЖЕНИИ (ст. 8)

Далее Павел предупреждает, насколько опасно небрежение: “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного” (5:8).

Отсутствие заботы на уровне семьи - сигнал о серьезной опасности, так как оно открывает дверь к пренебрежению на других уровнях и в других областях. Неспособность считаться с нуждами в своей собственной семье (будь то моральные, духовные или материальные потребности) может быть отречением от веры. Марвин Винцент отмечал, что фраза “отрекся от веры” встречается только здесь и в Отк. 2:13, добавляя при этом: “Вера требует дел и плодов. Отказываясь исполнять естественные обязанности, которые подразумеваются христианской верой, человек практически расписывается в своем безверии. «Вера не упраздняет естественных обязанностей, но совершенствует и укрепляет их» (Бенгель)”. Затем Винцент ссылается на Иак. 2:14-17: “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? ...Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (см. также Мк. 7:10-13). Библейская вера - это вера, которая повинуется.

Павел говорит о тяжести такого разрушительного поведения: тот, кто пренебрегает своей семьей, - хуже неверующего, ибо неверующий заботится о нуждах своей семьи, не притворяясь, что следует Иисусу Христу. Христианин же должен идти вслед за Тем, кто отдал Себя за всех - даже за Своих врагов (2 Кор. 5:14, 15; 1 Пет. 2:21-24).

ЗАБОТА ЦЕРКВИ О ВДОВАХ (ст. 9, 10)

Павел объясняет, что такое “истинная вдовица” (5:3, 4, 16), чтобы церковь знала, когда ее “избирать” (“вносить в список”; Славянское Евангельское Общество) (5:9). Павел использует слово, бывшее в обиходе у воинов, которые, при соответствии определенным требованиям, находились на государственном обеспечении. Похоже, Павел употребляет этот термин, как отмечает Винцент, для обозначения группы вдов, которые должны были получать церковное довольствие. Забота о вдовах была одной из первейших нужд в церкви (Деян. 6:1-3).

Вдова, которая может рассчитывать на помощь церкви, должна обладать рядом положительных черт! Такая вдова некогда состояла в примерном браке; теперь же она одинока, и ее возраст не позволяет ей заботиться о себе (5:9). Но превыше всего, вдова, состоящая на церковном попечении, должна быть известна своими добрыми делами, которые венчают ее славой (5:10).

Она “воспитала детей”, то есть служила семье. Она “принимала странников” (Евр. 13:2; 1 Пет. 4:9), то есть служила общине. Она “умывала ноги святым” (доброе дело согласно Ин. 13:3-15, но вовсе не церковное предписание), то есть служила со смирением. Она помогала бедствующим (Мф. 25:36), то есть служила с состраданием. Она известна своими добрыми делами. Она “была усердна ко всякому доброму делу”. Такая сестра будет оказывать благотворное влияние в церкви, где бы она ни служила.

МОЛОДАЯ ВДОВА, КОТОРАЯ НЕ ТВЕРДА В СВОИХ ПУТЯХ (ст. 11-13)

Проникновение Святого Духа в самую суть человеческой слабости отчетливо проявляется в призыве Павла к молодым вдовам избегать безотчетного греха. Он хочет, чтобы вдовы не оставляли Христа и не теряли здравого смысла.

Перед нами обзор того, какой может быть реакция молодой сестры во Христе, когда ее супруг внезапно умирает. Она теряет своего самого близкого друга и переживает мучительное время отсутствия “помощника”.

1. Ее потеря может посеять сомнение в Христе или чувство обиды на Него.

2. Она может остро нуждаться в близости мужчины.

3. Она может испытывать страх или вину за свои мысли, приводящие ее в смятение (заставляющие ее прятаться от Бога - Быт. 3:8).

4. При всех своих душевных и физических переживаниях, она может стать праздной.

5. Она может чувствовать себя в изоляции, так как братья (учитывая ее горе) стараются не докучать ей, рассуждая при этом: “Мы должны дать ей время побыть одной”. Церковь может забрать у нее работу, выполняемую для Господа, и не давать ей заданий, не желая обременять.

Вдохновляемый свыше, Павел предупреждает нас об этих реальных опасностях. Мы должны учить наших добрых сестер во Христе, как избежать грехопадения, когда на них сваливается горе. Павел перечисляет шесть коварных ошибок, которые может допустить вдова:

1. Она может оставить Господа, “впадая в роскошь (плотские желания; Современный Перевод) в противность Христу” (5:11). Христианка не должна быть пристанищем дьявольских желаний!

2. Эти вдовы “отвергли прежнюю веру” (5:12). Молодая вдова может “отвергнуть” свое благочестие. В отчаянии, она может рассуждать, что, раз ее завет с мужем был жестоко попран, она теперь вправе разорвать свой завет с Христом. Ее вера в силу Бога и Его доброту только что подверглась суровому испытанию! И вот вам уже отрицание Бога.

3. Она становится “праздной” (5:13). Она начинает уклоняться от исполнения обязанностей, которые могли бы помочь ей восстановить ее доброе имя.

4. Она начинает “ходить по домам”. Она может начать бесцельно бродить, чтобы остаться одной, но рано или поздно это заведет ее не туда, куда следует! Она начинает заниматься бесполезными делами или бесцельным гулянием.

5. Она пополняет ряды “болтливых”. Праздные разговоры могут подогреваться позой “оскорбленной невинности”: “Ах, вам не нравится, что я делаю, ну так я найду дурное в том, что делаете вы”. Это также может быть маска беспечности, помогающая ей совладать со своим горем. Она ведет пустую болтовню, прячась от реальности угрызений совести. Ее опасные высказывания рано или поздно ранят ее и/или других.

6. Она присоединяется к "любопытным", и вместе они начинают перемывать косточки ближним! Она и ее подруги-сплетницы пытаются "откопать" скандальные новости.

Какой было бы ошибкой поддерживать сестру во Христе, ведущую такой нездоровый, разрушительный образ жизни. Молодые вдовы и братья должны помнить предостерегающие слова Павла, чтобы эти соблазны не увлекли сестру, на которую свалилось горе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ МОЛОДЫМ ВДОВАМ (ст. 14, 15)

Бог может наставить Своих детей на правильный путь при любых обстоятельствах. Чтобы молодая вдова не попала в лапы дьяволу, Павел дает ей несколько практических советов.

Молодая вдова может последовать естественному желанию быть вдвоем или выйти замуж вторично (5:14). В стихе 11 приводится пример следование опасному и немудрому курсу на замужество вопреки Христу. Здесь же Павел заверяет молодую вдову, что его предостережение не отрицает ее права выйти замуж (Рим. 7:2, 3); он только хочет, чтобы повод к замужеству был иным, нежели тот, о котором говорится в стихе 11.

Она должна "рождать детей", ибо потеря любимого не должна вызвать в ней боязни давать жизнь или испытать любовь в новой семье.

Ее служение Христу будет оставаться неизменным, если она последует наставлению Павла "управлять домом" ("вести хозяйство"; Славянское Евангельское Общество). Это не более противоречит утверждению Павла, что муж есть глава жены (Еф. 5:23, 24), чем слова Христа о том, что Ему дана всякая власть, противоречат утверждению Павла, что Христос не выше Бога (1 Кор. 15:23-28). Как Павел указывал в 1 Кор. 11:3, задача жены не править мужем, а работать вместе с ним над созданием благонравной и послушной семьи. Обучение детей и управление домом - это работа не одного только отца.

Ее руководство в доме имеет достойную цель: заботиться о том, чтобы "противник" - дьявол и его помощники - не захватил власть. Вдова должна выполнять свою часть работы, чтобы никто из врагов не имел повода к "злоречию" (см. Тит. 2:8; 1 Пет. 2:11, 12; 3:15-17).

Если принципы, изложенные Павлом в главе 5, уважать и соблюдать, то не будет случаев, когда дети и внуки бросают родных на попечение церкви. Такое отношение было бы настоящей трагедией. Если все будут следовать принципам Павла, у церкви появится возможность лучше заботится об истинных вдовах, а опасность невыполнения своего долга перед нуждающимися исчезнет навсегда (см. 2 Кор. 8:13-15; Гал. 6:2-5).

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)