(Mк. 3:7-35)
Главы 3—5 Евангелия от Марка рассказывают о периоде большой популярности в служении Иисуса. Эта популярность подчеркивается упоминанием Марка о том, что за Иисусом следовали толпы народа. Возьмем, к примеру, Mк. 3:7, 8:
«Но Иисус с учениками Своими удалился к морю, и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышавши, что Он делал, шли к Нему в великом множестве».
Мы, вероятно, реально не осознаем, насколько велика была эта толпа. Не просто несколько человек и не просто несколько тысяч человек. Речь идет о десятках тысяч.
Марк говорит, что люди приходили из ближних окрестностей Галилеи. Они приходили из Иудеи, которая находилась в восьмидесяти километрах к югу, из Иерусалима, который был на расстоянии более ста километров к югу. Они приходили из Идумеи, или Едома, которая примыкала к Иудее с юга. Они приходили с другого берега Иордана, откуда был выход к арабской пустыне на востоке. Территория, с которой они пришли, доходила на западе до Средиземноморья, а затем шла вверх по линии побережья несколько сотен километров до городов Тир и Сидон. Из всех этих далеких, по понятиям первого века, областей приходили люди, чтобы услышать проповеди Иисуса.
На протяжении всей этой части Евангелия Марк постоянно говорит о толпах людей. Вот, к примеру, Mк. 3:20: "Приходят в дом; и опять сходится народ...” Дальше, в 3:32, Марк говорит: “Около Него сидел народ”. В 4:1 он отмечает: “И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря”. Подобное мы читаем и в 4:36: “И они, отпустивши народ...”. В 5:21 Марк говорит: “Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа". А чуть ниже, в стихе 24 сказано: “За Ним следовало множество народа, и теснили Его".
Это был тот период в служении Иисуса, когда великие множества людей, приходивших послушать учение этого удивительного человека, буквально сжимали Его тесным кольцом. Это был период Его величайшей популярности.
Многие люди рассматривают огромные толпы людей как доказательство успеха Иисуса. Однако по мере вашего знакомства с повествованием вы увидите, что своим частым упоминанием народных толп Марк хочет подчеркнуть слабость популярности, ее пустоту и никчемность, а также тот вред и ту опасность, которые она принесла Иисусу в Его служении.
I. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ (3:9, 10)
Первая проблема, которую принесла популярность, описана в Mк. 3:9, 10: "И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка, по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его". Эти люди, как это бывает практически всегда, увлеклись не тем. Они не поняли, ради чего пришел Иисус, и вторичное в мыслях Иисуса обрело первостепенное значение в глазах толпы.
Это ошибочное представление о Нем проходит через все служение Иисуса, особенно в связи с Его исцелениями физических недугов. Да, Иисус исцелял болезни, но с тех дней и поныне люди хватаются за физическое исцеление, как будто в этом состояла вся миссия Иисуса. И все же в Евангелиях неизменно указывается, что Иисус никогда не заострял внимание на этих физических исцелениях и всегда старался убедить, что подлинное исцеление, в котором Он был заинтересован, заключалось в исцелении человеческого духа.
Люди, неправильно понимая миссию Иисуса, окружали Его плотным кольцом, стараясь прикоснуться к Нему в надежде получить исцеление. Господь вынужден был продумывать, как уходить от толп, чтобы не быть раздавленным многотысячным скоплением народа, которая теснилась к Нему. Во время проповеди на берегу Галилейского моря Он велел Своим ученикам приготовить лодку. “Подгоните лодку к берегу, потому что, возможно, Мне придется ею воспользоваться, - говорит Иисус, - и давайте отплывем немного, так как Я хочу проповедовать, а не исцелять". Неизменная опасность популярности состоит в том, что истинная суть излагаемых мыслей искажается, на передний план выходит нечто второстепенное, а главное упускается.
О чем это говорит нам сегодня? Община живет, занимается бурной деятельностью, растет. И людям бывает так легко поддаться возбуждению и чувству общности, что они забывают о том, что на самом деле держит их вместе. Они приходят на наши собрания, слушают проповеди, посещают наши библейские занятия и наслаждаются теплотой и радостью общения с нами. Мы и не хотели бы, чтобы это было иначе. Но если они приходят только ради общения и возбуждения, не желая покориться евангелию Иисуса, то все, что они находят здесь, для них пусто и бесполезно. Мы существуем для того, чтобы привести людей в союз с Иисусом Христом, нашим Господом и Спасителем, и если человек не откликается на евангелие, которое проповедал Он, значит, он так ничего и не понял.
II. ПРОБЛЕМА НЕЧИСТЫХ ДУХОВ (3:11-19)
Вторая проблема, вызванная популярностью Христа в этот период, связана с нечистыми духами, или бесами. Вот стих 11: “И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты - Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным”. Почему Иисус отвергал свидетельство этих нечистых духов? Они свидетельствовали истину: Он был действительно Божий Сын. Но Иисус не хотел, чтобы признание Его божественности исходило от нечистых духов. Почему?
На это у Него было две причины. Во-первых, такое признание в тот момент было преждевременным. Идея Иисуса о мессианстве радикально отличалась от общепринятого представления того времени. Иисус шел дорогой служения, дорогой любви, дорогой жертвенности. Иудеи же в своей массе представляли Мессию в образе царя-победителя, который придет со своим могущественным войском и навсегда освободит иудеев от римского ига. Поэтому, если бы в то время распространился слух о приходе Мессии, иудеи неизбежно поднялись бы на мятеж, бунт, восстание. Они бы говорили: “Настало время нашего политического освобождения. Настало время подняться и сбросить римское владычество". Это особенно коснулось бы Галилеи, где люди всегда были готовы пойти за каким-либо националистически настроенным лидером. Иисус знал, что прежде, чем публично провозглашать Свое мессианство, Он должен был открыть людям глаза на истинную идею о Мессии и Его задачах. Преждевременное объявление, подобное тому, которое исходило от бесов, могло только погубить всю миссию Иисуса.
Рассмотрим вторую причину. Далее в этой же главе говорится, что фарисеи стали клеветать на Иисуса, говоря: "Да, Ты изгоняешь нечистых духов, но делаешь это силою бесовского князя”. Иисус мог подумать, что, если бы нечистым духам была предоставлена полная свобода свидетельствовать о Нем, то со стороны могло бы показаться, что Он с ними в сговоре. Иисус не отрицал, что их свидетельство о Его божественности истинно, но просто запрещал им это говорить.
В этом месте Марк меняет тему своего повествования. Он сообщает нам, что Иисус пошел в горы и взял с Собой двенадцать человек, которые впоследствии станут известны как апостолы. В стихах с 13 по 19 говорится:
«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов: поставил Симона, нарекши ему имя Петр; Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны Громовы"; Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его».
То, что христианство началось с группы, имеет особое значение. Христианская вера - это то, что с самого начала должно было жить в рамках братства. Кроме того, христианство началось с очень пестрой по своему происхождению группы. В братстве этих двенадцати встретились две крайности. Например, среди них был Матфей, сборщик податей, каковых все правоверные иудеи считали предателями своего народа, так как они работали на другое государство, которое господствовало над Палестиной. Среди них был также Симон Зилот. Знаете ли вы, кем были зилоты (зелоты) в первом веке? Это были горячие, отчаянные люди, которые поклялись сбросить, физически и насильственно, римское иго любыми средствами. Они даже пошли бы на убийство, лишь бы освободить иудеев от римского владычества. По логике вещей, Матфей и Симон Зилот должны были люто ненавидеть друг друга, и, несомненно, так оно раньше и было. Но в группе апостолов они смогли общаться друг с другом, как братья, потому что признали Иисуса Христа своим Учителем и Господом.
Христианство началось с утверждения, что даже совершенно разные люди могут идти вместе, если они твердо решили идти с Иисусом. Это так же справедливо сегодня, как было и тогда, когда Иисус впервые призвал этих двенадцать человек.
В тексте указывается, что Иисус призвал апостолов по двум причинам. Прежде всего, Марк говорит, что Он призвал их быть с Ним. Он призвал их, чтобы они были Его постоянными и последовательными помощниками. Другие могли приходить и уходить, людские толпы могли сегодня собираться, а завтра рассеиваться, кто-то мог быть порывистым и непостоянным в своей привязанности к Иисусу, но эти двенадцать человек должны были слить свою жизнь с Его жизнью. С того дня Они должны были все время быть с Ним.
Во-вторых, Марк говорит, что Он призвал их для того, чтобы посылать проповедовать. Они должны были стать Его послами; они должны были рассказывать другим о Нем. Они были завоеваны ради того, чтобы завоевывать других.
Для этой цели Иисус вооружил их двумя вещами. Во-первых, Он дал им весть. Во-вторых, Он дал им силу. Марк отмечает, что Он дал им силу изгонять бесов. Эти двенадцать учеников были избранные Иисусом руководители, и через них Его учение пришло ко многим людям в те дни и к миллионам в будущем.
III. СЕМЕЙНАЯ ПРОБЛЕМА (3:20-35)
Ниже раскрывается третья проблема, которую принесла Иисусу популярность. Может показаться невероятным, но у Иисуса была проблема с Его собственной земной семьей. Марк говорит:
«Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (ст. 20, 21).
Позже из этой главы мы узнаем, что ближние, о которых здесь идет речь, - это мать и братья Иисуса. Они были в Назарете, но до них дошел слух, что Иисус не заботится о Себе должным образом. Он неправильно питается, почти не спит. Его здоровье было в опасности. Через несколько стихов мы узнаем, что они покинули Назарет и пришли туда, где был Иисус, чтобы попытаться убедить Его пойти с ними домой. Им казалось, что Он сошел с ума, или, как пишет Марк, был не в себе.
Однажды, когда Иисус перечислял трудности, которые могут встретиться на пути человека, решившего следовать за Ним, Он сказал: “И враги человеку - домашние его” (Мф. 10:36). Собственная семья Иисуса пришла к выводу, что Он лишился разума и уже не может о Себе заботиться.
Иисус устраняет это непонимание в конце главы, но прежде Ему пришлось разбираться с некоторыми обвинениями книжников, которые пришли из Иерусалима и наблюдали за всем происходящим.
В Mк. 3:22 говорится: "А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя”. Веельзевул дословно означает “господин дома". Это сатана, царь преисподней, главарь бесовской мафии, если хотите. Веельзевул, как крестный отец, сидит развалившись в своем большом кресле и дает указания всем младшим бесам. Книжники объяснили служение Иисуса тем, что Он, якобы, действовал в союзе с этими нечистыми духами и изгонял бесов силой сатанинского крестного отца, которого они называли веельзевулом.
Иисус ответил на эти обвинения очень простой логикой. Марк рассказывает об этом, начиная со стиха 23:
«И призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, - и тогда расхитит дом его» (ст. 23-27).
Чистая логика, не так ли? Любому понятно. Иисус сказал, что если в царстве существуют внутренние разногласия, то такое царство не может долго существовать. Если, как утверждали книжники, сатана действительно воюет против своих собственных бесов, тогда в царстве сатаны разразилась гражданская война, и дни этого царства, в сущности, сочтены. "Другими словами, - говорит Иисус, - если вы хотите ограбить дом сильного человека, вы сможете сделать это лишь после того, как сначала свяжете его. А когда свяжете, то сможете его ограбить". Мысль Иисуса ясна: "Я не изгоняю сатану его же собственной сатанинской силой, так как иначе дом разделился бы. Это была бы уже гражданская война в царстве сатаны. Если Я способен обезвредить его и ограбить его дом, то должен сначала связать его. Если Я изгоняю этих бесов, значит, Я связал сатану”. Поражение нечистых духов показывало, что Иисус не был в союзе с дьяволом. Оно показывало, что оборона дьявола прорвана, что явилась более могущественная сила, и началось завоевание сатаны.
Ответив на это заявление учителей закона, Иисус переходит к очень серьезному предупреждению им. В стихах 28 и 29 Он говорит:
«Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух».
Многих людей этот отрывок пугает, и совершенно справедливо, потому что это серьезные слова нашего Господа. Что Он имеет в виду?
Богохульствовать - это значит говорить злое о Боге, проявлять намеренное неуважение к Нему и святым вещам. Идея злословия, облечения зла в слова, всегда присутствует в главном значении слова богохульство. Богохульство - это определенный поступок. По закону Моисея богохульство наказывалось смертью. Святой Дух - это ипостась Божества. Поэтому хулить Святого Духа - значит преднамеренно злословить, оскорблять Духа.
Настоящий грех, однако, заключается не в словах, а в состоянии сердца, которое приводит к богохульству. В начале этой главы, в стихе 5, Иисус обращается к ожесточившимся сердцам фарисеев, которые выдвинули против Него это обвинение. Богохульство, о котором говорит Иисус, возникает вследствие жестокосердия тех, кто возводит хулу. Вот почему такой грех непростителен. Человек может противиться учению Святого Духа и очерстветь до такой степени, что к нему становится невозможно достучаться. Это приводит к тому, что его уже нельзя простить, потому что он уже не может раскаяться.
В Ин. 12 Иисус говорит о том, что некоторые из Его современников не уверовали. Несколькими стихами выше мы читаем об этих самых людях, что они уже и не уверуют. Это те, кто упрямо не хотел верить Слову Божьему и свидетельствам о божественности Иисуса Христа до тех пор, пока их сердца не стали такими черствыми, бесчувственными и огрубевшими, что они фактически достигли безнадежного состояния, при котором уже не могли уверовать. Когда человек достигает подобного состояния, он окончательно, безвозвратно потерян, потому что тот, кто не может уверовать в Иисуса, не может быть спасен. Прощение становится для таких людей невозможным, так как они не могут уверовать.
Следовательно, в своей основе непростительный грех - это преднамеренное и окончательное неприятие Иисуса Христа. Когда человек окончательно и полностью отвергает учение Святого Духа в Божьем Слове, он совершает непростительный грех. Нет другого основания для прощения, кроме как вера в Иисуса Христа. Если вера полностью и окончательно оставлена, то прощения быть не может. Писание предельно остро подчеркивает ту истину, которую Иисус Сам высказал в Ин. 14:6: “Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня”.
Матфей, описывая этот эпизод, отмечает, что Иисус сделал различие между тем, когда говорят против Него, что Он считал простительным, и тем, когда говорят против Святого Духа, что Он считал непростительным. Он сказал: “Если кто скажет на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Мф. 12:32).
Как согласовать это утверждение с тем, о чем мы только что говорили? Комментарий к этому отрывку брата Лео Болса помогает нам понять, о чем в действительности говорил Христос:
«Многие не понимали Иисуса, Его учение и Его царство в то время, когда Он был на земле, и даже отрицали, что Он Мессия, однако позже покаялись, были прощены и стали христианами. Многие могли отвергать - и отвергали - Иисуса, когда Он был на земле, но когда пришел Святой Дух и свидетельствовал о Нем, они приняли Христа. Если же после того, как Святой Дух пришел и передал полную Божью волю, люди отвергли ее, то никакого другого свидетельства уже не было, как не могло быть и никакого другого божественного посланника, и если они окончательно отвергли Святого Духа, им не было прощения».
Можно с уверенностью сказать, что человек, позволяющий себе отступить от силы благой вести, которая является посланием Духа миру, непростительно грешит. Если он отвергает ее окончательно, то для него это фатально, это вечный грех, простить который невозможно.
Сказав все это и тем самым строго предупредив этих фарисеев, которые намеревались окончательно и бесповоротно отвергнуть свидетельство Святого Духа, Иисус переходит к вопросу непонимания со стороны Его семьи. В стихах с 31 по 35 сказано:
«И пришли матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь».
Когда Ему передали, что пришли мать и братья Его и хотят, чтобы Он немедленно поднялся и вышел к ним, Он этого не сделал. Вместо этого Он обвел взглядом собравшихся и сказал: “Моя мать, братья и сестры здесь, среди этих людей, потому что тот, кто выполняет Божью волю, ближе Мне, чем Моя земная семья”.
Родство с людьми - это не просто вопрос плоти и крови. Многие христиане могут засвидетельствовать, что их братья, сестры и матери в Божьей семье им дороже, чем их собственные земные семьи.
Недавно в газете, выпускаемой церковью в Вестбери, их проповедник Стэнли Локхарт написал об одном из своих близких друзей, брате в Господе, который ушел из жизни. Это прекрасный комментарий на ту тему, которую мы обсуждаем. Брат Локхарт пишет:
«В прошлую среду мой друг, которого я знал вот уже почти четверть века, был убит ножом на своем рабочем месте в Сан Анджело. Думаю, вдвоем мы выпили не один десяток литров кофе. Церковь была нашей первой любовью, а наши семьи - второй, идущей сразу вслед за ней. Когда Иисус говорил, что каждый, кто последует за Ним, получит во сто крат больше, я это понимаю буквально. Благодаря моей христианской вере, у меня сотни братьев и сестер. Стоя у гроба моего друга, я заново, помимо своей воли, осознал, что братья и сестры в Господе связаны между собой Христовой кровью, и эти узы так же прочны, как и узы плотские».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как для Иисуса, так и для нас популярность чревата проблемами. Она вызывает к жизни многие ложные силы. Многие пытаются использовать ее в эгоистичных и неправильных целях. Популярность требует осмотрительности. Когда какое-либо движение становится общенародным, мы должны продолжать слушать голос Бога, а не народа.
Мы не определяем Божью волю путем опроса населения. Чтобы узнать, в чем заключается Божья воля, мы должны обращаться к Библии. Большинство людей в мире не встали и никогда не встанут на Божий путь. Христиане маршируют под барабанный бой другого барабанщика и поэтому зачастую идут не в ногу с миром. Иисус знал, что так оно и будет. В Лк. 6:26 Он сказал: “Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо". А вот еще Его слова в Мф. 7:13, 14: “Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их”.
Бог хочет, чтобы каждый человек, живущий сегодня на земле, обрел ту жизнь, которую может дать Иисус Христос. Немногие обретут ее, но вы можете быть в их числе, если проявите желание слушать только Бога и Его Слово.