Найти тему
Хакнем

"Ты же девочка!" Чему и как учили девочек в обществе без письменности

Оглавление

#хакнем_посты — рубрика, в которой подписчики "Хакнем" делятся своими мыслями на разные темы. Если хотите опубликовать свой пост — напишите нам на почту: story@haknem.com

Вацлав Брожик. Пастушка гусей. 1880
Вацлав Брожик. Пастушка гусей. 1880

ОБУЧЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Часть 1: Ты же девочка!

Продолжаем разговор каким было обучение в традиционном обществе до того, как школьное образование стало нормой жизни.

Умеете ли вы готовить, уважаемая читательница?

Вообще-то современный человек вполне способен прожить даже в том случае, если самым серьёзным кулинарным подвигом для него будет варка покупных пельменей.

Однако, скорее всего, готовить вы умеете. А если вы умеете готовить – ограничиваетесь ли вы самой простой домашней едой или, наоборот, наизусть знаете множество тонкостей этого непростого искусства – значит, кто-то вас этому учил.

Учить вас могла мама на кухне, затем были уроки домоводства в школе. Может быть, вы закончили специальное учебное заведение. Но, пожалуй, самое главное: в вашем распоряжении есть кулинарные книги и журналы, у вас есть доступ к Интернету, где можно найти любые рецепты и мастер-классы. Благодаря им вы можете научиться готовить «с нуля» или совершенствовать свои умения.

И не только вы – для того, чтобы научиться готовить, совсем не обязательно быть женщиной (надеюсь, что мужчины нас тоже читают).

Но представьте себе, что вы живёте в обществе, где вам недоступна грамотность. То есть письменность в этом обществе вообще-то существует, но не для вас, потому что вы родились девочкой.

Вы живете в древнем Междуречье четыре тысячи лет назад, или в средневековом европейском городе, или двести лет назад в высокогорном ауле, или примерно в то же время – в русской деревне где-нибудь в Орловской губернии.

Вам скоро семь лет, а это значит, что вам повезло не умереть во младенчестве или в раннем детстве. У вас уже есть множество обязанностей по хозяйству: нянчить младших детей, полоть огород, собирать хворост, носить воду.

Это простые дела, не требующие ни большой физической силы, ни каких-то особых знаний. Но вы растёте, и лет в четырнадцать-шестнадцать вас выдадут замуж. И к этому времени вы должны научиться всему, что положено знать и уметь взрослой женщине.

  • Прежде всего вы должны знать повседневные молитвы (а во многих религиозных традициях молитвы произносятся на другом, малопонятном или вовсе непонятном языке). Вы должны выучить календарь, который задает не только чередование рабочих и праздничных дней, не только "расписание" постов, но и сроки всех хозяйственных работ: в день памяти какого святого сеют лён, какого – начинают сенокос, а какого – рубят капусту на засолку.

При этом у вас нет ни молитвенника, ни святцев, ни печатного календаря – всё требуется запомнить наизусть.

  • Кроме того, вам нужно выучить множество разных примет, предписаний и запретов: например, про то, что через порог не здороваются, хлеб не режут ножом, что беременной женщине нельзя спускаться в погреб, переступать через коромысло и т.д.
  • Также вы должны научиться прясть лён и шерсть, ткать, шить и вязать, вышивать. Если вы живете в деревне, то к свадьбе вы должны полностью подготовить себе приданое собственными руками. (В городе, особенно в более позднее время, приданое покупалось.)

Нужно сказать, что традиционная крестьянская одежда – вовсе не нищенские лохмотья. Она сложна по составу, её изготовление требует больших затрат времени и труда, и многие её предметы должны быть не просто сшиты, но и обязательно украшены вышивкой. Узоры вышивки на рубахах, полотенцах, настенных панно не случайны, они передаются веками из поколения в поколение, и их тоже нужно выучить.

Кстати, женское рукоделие нужно не только для того, чтобы одеться самой и обеспечить одеждой других членов семьи. Ковры, кружева, льняной холст нередко специально изготавливаются на продажу и могут приносить в семейное хозяйство немалый доход.

И, конечно же, важнейшее место среди обязанностей женщины занимает то самое приготовление еды.

  • Девочка учится разводить огонь, топить печку (или камин, или тандыр, или дровяную плиту). Огонь – опасная стихия, с ним нужно уметь обращаться, чтобы избежать пожара и отравления угарным газом.
Василий Максимов. Крестьянская изба. 1869
Василий Максимов. Крестьянская изба. 1869
  • Далее: нужно разбираться в продуктах, но не в белках-жирах-углеводах, а помнить, например, что едят в скоромные дни, а что – в постные. Какая-то еда запрещена в определенное время, а какую- то не едят вообще, потому что она считается нечистой.

Есть кулинарные системы, в которых нужно учитывать, какая стихия преобладает в том или ином продукте – земли, огня или воздуха; для других систем важно, является ли продукт согревающим или охлаждающим, и, следовательно, в какое время года и при какой погоде его нужно использовать.

Никаких "рецептов" в нашем понимании нет – девочка просто находится рядом со старшими, помогает им и выучивает их действия на практическом примере. Объяснить, как нужно делать, ей могут, но, пожалуй, скорее накажут за то, что она делает что-то неправильно, – подзатыльником, хворостиной, а то и чем-нибудь потяжелее.

В результате такого обучения хозяйка прекрасно знает, как приготовить всё то, что подают на стол в её семье, но выйти за пределы этого знания ей очень сложно. Поэтому она окажется в трудном положении, если придётся иметь дело с непривычным типом очага: тандыр или плита требуют во многом других навыков, чем русская печь. И вряд ли она сможет просто так, по собственной прихоти, состряпать какое-нибудь новое блюдо: ведь все рецепты, все технологии нигде не записаны, а выучены на память и хранятся у нее в голове.

Такой способ обучения и последующего хранения знаний даёт надёжные результаты для практической жизни, а главное – обеспечивает преемственность коллективной памяти. Но в обществе, которое пользуется этим способом, отдельному человеку заранее предписывается путь его обучения и дальнейшие занятия.

Женщина в крестьянском быту должна уметь доить корову, готовить еду и т.д., но ей непозволительно плести лапти, чинить конскую упряжь или вырезать заготовки для ложек, не говоря уже о том, чтобы сколачивать мебель или участвовать в строительстве избы.

Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857
Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857

Все работы – и в доме, и на подворье, и в поле – делятся на мужские и женские, и мальчиков обучают совсем другим навыкам, чем девочек.

Что касается еды, то во многих традиционных культурах её приготовление для мужчин или запрещено, или, по крайней мере, считается нежелательным занятием. В других случаях мужчины готовят мясные блюда, особенно для праздников (плов, шашлыки и т.д.), и тогда это становится престижным делом; повседневная же еда и выпечка хлеба остаются женщинам.

Однако это касается распределения обязанностей в домашнем хозяйстве. Но профессионал, работающий на других людей, вне домашнего хозяйства, – повар, хлебопёк, портной, ткач, сукновал – это обычно мужчина.

О том, как устроено профессионально-сословное общество, и о том, как в нём обучали мальчиков, мы поговорим в следующий раз.

Начало темы — здесь

Продолжение следует

Автор:#медведев_александр биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 65 лет.

Другие статьи автора:

-4